В середине XVII века в Москве проживало около 200 тысяч человек. Огромный по тем временам город, располагавшийся примерно в границах нынешнего Садового кольца, уже тогда манил к себе разных людей, надеявшихся найти здесь пропитание — кто работой, кто нищенством, а кто и грабежом. В результате этого одной из серьезных городских проблем становятся регулярно обнаруживаемые неопознанные тела: утонувших в Москве-реке и Яузе, скончавшихся от болезни прямо на улице, замерзших суровой зимой, ставших жертвами «лихих людей». Церковь традиционно возражала против захоронения умерших без специального напутствия на обычных кладбищах, поэтому для них организовывались специальные места — «божьи дома», иначе «скудельницы», по притче из Евангелия от Матфея о «селе скудельниче», которое было куплено «за цену крови» Спасителя иудейскими священниками для погребения странников.
6 декабря 2018 года при проведении земляных работ в районе ул. Дурова в Москве рабочие, копавшие траншею, наткнулись на многочисленные человеческие останки. С находкой предстоит поработать археологам, но место обнаружения удивления не вызывает – ведь это знаменитая Божедомка, место массовых захоронений XVII-XVIII веков.
При обнаружении неопознанного тела его доставляли в одно из таких мест, представлявших собой большие сараи с глубокими ямами-ледниками, и оставляли там на некоторое время, чтобы родственники, разыскивающие пропавших, могли их опознать. Кроме того, как свидетельствует известный русский историк и этнограф И. М. Снегирев, «случалось нередко, что обмершие, положенные там между трупами несколько дней, приходили в чувство, что подтверждается и судебными делами». Опознанные тела выдавались, а неопознанные оставались в яме, над которой в определенное время года (обычно на «семик» — седьмой четверг после Пасхи, реже — на Покров) служили общую заупокойную службу, после чего яму закапывали, превращая в братскую могилу, а неподалеку выкапывали новую. «Помянув покойных на убогом доме, — отмечает Снегирев, — народ обращался к простым увеселениям».
Впрочем, насчет благочестивости мотивов погребающих можно и поспорить. Например, известный российский и советский исследователь Д. К. Зеленин так описывает взгляды, сформировавшиеся у русского народа на подобных покойников: «Совсем иное представляет собою второй разряд покойников, так называемые мертвяки или заложные. Это — люди, умершие прежде срока своей естественной смерти, скончавшиеся, часто в молодости, скоропостижною несчастною или насильственною смертью. Выражаясь словами церковного «мертвенного канона», это те покойники, «иже покры вода и брань пожра; трус же яже объят и убийцы убиша, и огнь попали; внезапу восхищенныя, попаляемыя от молш, измерзшие мразом и всякою раною». К ним же относятся и «наложившие на себя руки» самоубийцы — удавленники, утопившиеся
Церковь св. Иоанна Воина, 1882. Источник: etoretro.ru
Как видим, состав этого второго разряда покойников, которых мы ниже, для краткости, везде будем называть народным словом заложные, довольно разнообразен. Но все заложные покойники имеют между собою и весьма много общего. Это покойники нечистые, недостойные уважения и обычного поминовения, а часто даже вредные и опасные. Все они доживают за гробом свой положенный им при рождении век или срок жизни,
Таким образом, даже с точки зрения религиозных воззрений в заботах о должном определении таких покойников в последний путь видны меры скорее профилактические, чем благочестивые.
Разумеется, по мере разрастания города старые «божедомки» упразднялись; так, самая первая из известных нам, располагавшаяся на Рождественке у церкви Николы Божедомского («Николы в Звонарях») с 1534 года, в самом центре нынешней Москвы, неподалеку от станции метро «Кузнецкий мост», была закрыта в конце XVI века, еще до Смуты. Видимо, тогда же начнутся и захоронения на слиянии Неглинки и Напрудной, где позже появится улица Божедомка. Тут была основана Воздвиженская церковь, а при ней монастырь. Документально храм с приделами св. Николая и Воздвижения Креста Господня известен с 1635 г. В конце века там существовал Крестовоздвиженский Божедомский монастырь, но как-то не прижился: «Тут… был Убогий дом для погребения бедных и странных <странников — А. К.>. Урочище и теперь называется Божедомка… Никаких сведений нет, когда обитель эта была основана и уничтожена, известно только, что в XVII веке она еще существовала. Следов от нея никаких не осталось», — указывает нам историко-археологическое описание конца XIX в.
Полицейский на Божедомке, начало ХХ в. Источник: pastvu.com
В 1732 г. дом или «анбар» для хранения мертвых тел перенесен далее от Москвы на пару верст, в поле близ Марьиной Рощи. Однако общее руководство было возложено на священника церкви при прежнем месте захоронения с учетом имевшегося у него опыта: «За анбаром ведать и смотреть велено попу той Крестовоздвиженской церкви и присланные из разных приказов человеческие мертвые телеса в анбаре класть и по вся лета в четвертом седьмыя недели по Пасце по погребении мертвых телес поминование чинить».
Дух похороненных в братских могилах тревожили не раз: и когда в конце XIX века строили доходные дома и фабрику принадлежностей для молочного хозяйства, и в 1930-е, когда разрушали церковь св. Иоанна Воина… Вот и опять потревожили.
Автор Алексей Кузнецов