Автор текста Игорь Смиркин — ульяновский скульптор. Закончил Харьковский художественно-промышленный институт, Пензенское худучилище. Какое-то время работал на Донбассе скульптором. В 1993 году вернулся в Ульяновск. В виду того, что не было заказов, пошел преподавать в училище культуры. После этого был приглашен работать в правительство главных художником области, после чего занимал должность главного художника города. Сейчас является пенсионером, но продолжает работать по призванию.
Некоторые из работ: памятник Симбирскому покровителю Андрею Блаженному, который находится на территории Спасо-Вознесенского собора, памятник адмиралу Ушакову на аллее Славы парка «Победа», фигура городового у музея пожарной охраны, диван Обломова на Гончарова.
1.О ЦРУшниках…Или о том как разрушить архитектурно монументальное искусство.
С нескрываемым любопытством наблюдаю, как разваливается система работы органов архитектуры. Эта «песня» мне знакома, через это прошло моё направление в искусстве, которое находится на границах Министерства культуры и Министерства строительства в сфере архитектуры, а именно архитектурно — монументальное искусство. Чтобы молодёжи (архитекторы, скульптора) было понятно, я постараюсь разъяснить, что происходит.
На заре становления молодого Советского государства, страна находилась в глубоком экономическом, культурном кризисе. На этом фоне лидеры государства озадачились созданием программ выхода страны из сложившейся ситуации. В том числе была предложена программа о монументальной пропаганде, выдвинутая в 1918 году В. И. Лениным, которая стала важнейшим агитационным средством революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил архитекторов, скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для развития советской архитектурной, скульптурной школы. Я не буду приводить примеры шедевров советской школы. Многие из них легли в копилку достояния всего человечества планеты.
В плане пропаганды были взяты образы человека-труда, защитника, всё светлое несущее веру в человека -творца. Ни для кого не секрет, что в плане социально-культурной жизни общества были взяты вечные истины, лежащие в основе всех мировых религий. Конечно, были и перегибы, но речь сейчас идёт не о допущенных ошибках.
Сама процедура заказа, обсуждения проекта, подбора исполнителей была сложной и ответственной, потому что архитектурное или скульптурное произведение воздействовало на сознание людей! Как однажды высказался мой преподаватель по истории искусств : «…не пошла бы армия за Македонским, если бы он не был красив как бог…».
В регионах существовали консультативные органы (из среды специалистов, имеющих мировую известность в профессиональной области). Градостроительные, художественные советы обеспечивали оптимальные условия прохождения проектов. Замечания профессионалов несли обязательный характер к исполнению. Согласно утверждённым расценкам, работа над реализацией проекта проходила в рамках стадий нескольких этапов исполнения. С выплатами обозначенных этапов.
Но вот пришёл якобы капитализм, и системный подход, «обкатанный» десятилетиями, создающий целостную нравственно-культурную политику, пропагандирующую светлое начало человека, стал не нужен. Хаос стал править общественным сознанием. В первую очередь была перечеркнута работа в области монументальной скульптуры. С подачи советников, приглашенных из США, был закрыт художественный фонд СССР, прекративший в 1992 году своё существование в связи с ликвидацией Союза художников СССР и распадом СССР (приказ ликвидационной комиссии Союза художников СССР № 3 от 27 апреля 1992 года). В те годы утащили всё, что можно было утащить, в первую очередь материальную базу. Союз художников СССР плавно переименовался в Союз художников РФ, и с трудом отстояв права на мастерские, сосредоточился на галерейно-выставочной деятельности. В результате часть творческой интеллигенции (художников-монументалистов) оказалась за «бортом». А это, как минимум 15 лет специального (одного из самых дорогих) образования. Да, многие перешли в станковое искусство (скульптура малых объёмов), но многие остались, и были не востребованы. Это трагедия, господа…. как персональная так общественная!!!
Художественный фонд «приказал долго жить», и монументалисты выстроились в очередь к функционерам от архитектуры, от кого зависела возможность получения заказа. Во всех регионах нашлись очень «обласканные властью» художники. Само собой, если нет честного распределения заказа, кто-то кушает, а кто-то крошки собирает. А потеря времени и средств ведёт к забвению, а для художника, творца — это смерти подобно (вспомним Джека Лондона «Мартин Иден»). Отличие сегодняшнего времени от Советского периода заключается в том, что в Советское время профессиональный художник считался национальным достоянием. В настоящее время Российские города лишились произведений и личностей их создающих. Потеря, не восполняемая, для нации.2. О подготовке художника монументально-декоративного искусства.
Скульпторов, художников-монументалистов обучали в стране не много. Ежегодно во всех союзных республиках скульпторов выпускалось всего около 200 человек в год. Курс, как правило, составлял 10-15 человек. Теперь представьте, какие были конкурсы на вступительных экзаменах. Обычно, начиналось образование с детской художественной школы, затем училище, и наконец, институт (15-16 лет обучения). Государство оплачивало работу специалиста достойно, даже были разработаны расценки, по которым оплачивались произведения художников. Но и спрос был велик, так как произведения «фильтровались» художественными советами, и не принималась работа, пока не были устранены все замечания профессиональных художников.
Подготовка специалиста скульптора определенной квалификации проходила в два этапа:
- Училище — скульптор исполнитель.
- Институт — скульптор, художник монументально-декоративного искусства.
3. Причины
А причина в том, что государство, разрушив сектор интеллектуальной деятельности общества, оставило на усмотрение регионов и муниципалитетов разработки порядка установки на своих территориях мемориальных сооружений и скульптурных композиций, а также размера вознаграждения их авторам. А в нашей Ульяновской области никакой законодательной базы.
Хотя… в г. Москве, в муниципалитетах Самарской области имеется хоть какое-то законодательство, регулирующее правоотношения в данном виде деятельности («Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений. МРР-3.2.08.03-11 в г. Москве», постановление администрации городского округа Самара от 21.09.2014 №1446 «Об утверждении Положения о порядке установки мемориальных сооружений и скульптурных композиций».
Я говорил о проблеме, но меня, как говорится, не услышали, ссылаясь на антимонопольное законодательство. Абсурдность происходящего можно продемонстрировать на примере, когда власть будет проводить торги на хирургические операции среди всего населения, не имеющего спец. образования. А последствия деятельности дилетантов нам известны из уголовной хроники.
….Повальное увлечение косметологией привело к тому, что сложные и опасные операции стали делать дилетанты. Буквально на днях в Москве было заочно предъявлено обвинение хирургу-самозванцу, от действий которого пострадали несколько пациентов. Врача-самозванца объявили в международный розыск. (https://www.m24.ru/shows1/4/4312?utm_source=CopyBuf).
Но это касается жизни людей, а как же с культурой, нравственностью и моралью, патриотизмом? Ведь монументальное искусство и есть то универсальное средство понятное населению несущее воспитательную функцию в этой области.
4.Следствия
Из-за бездействия чиновников, а также отсутствия нормативной базы, возникает хаос в убранстве городской среды, которую заваливают низкопробными изделиями из пластмассы. Монументальное искусство перестало быть уделом профессионалов. В главную задачу ставиться стоимость, а не качество произведения. Как говорится, чтобы было дёшево и сердито. А ведь сформулированы основы, которые ожидаются от профессиональной деятельности: «ПАМЯТНИК — Скульптура или архитектурное сооружение в память выдающейся личности, исторического события» (словарь Ожегова). «Памятник вызывает интерес к тому, кому он поставлен. Появляется желание научиться грамоте и узнать, что это за изваяние. Статуя как бы одергивает невежество. Таким образом, воздвигать памятники полезно для народа и справедливо по отношению к нации» (Виктор Гюго).
Сегодня изготовлением (не созданием!) памятников кто только не занимается: от похоронных компаний до рекламных агентств!!! Штампуется дешёвка, которая загрязняет город низкопробной продукцией.
К моему искреннему удивлению, многие архитекторы и чиновники не отличают разновидности изобразительного искусства, для них существует художник и всё, а какая квалификация не волнует. Как-то встретил на конкурсе по «изготовлению памятника» любителя с техническим образованием. Пожелал организаторам здоровья, и лечиться у сантехников. И ведь становятся победителями конкурса такие же сантехники, которые снижают стоимость работ до минимума. В результате профессионалы вынуждены по ценам конкурировать с дилетантами, а в результате страдает качество и ценность произведения. Конкурсные комиссии, как правило, состоят из людей и чиновников, малопонимающих в специфике рассмотрения вопроса.
Ещё есть категория «деятелей», так называемых инициаторов, которые собирая средства с населения, нанимают дилетантов, которые ставят свои изделия. Со многими общаясь, пришёл к выводу, что мотивацией является жажда заработать, здесь больше подходит выражение «хапнуть».
«…Мы люди маленькие, мне предложили я согласился». Каждое изделие этих «спецов» является оскорблением культуры городской среды.
5.КартинкиЗавод Володарского
Керчь
Крым. Удивительно! Чиновникам нравится.
То ли пьяный, то ли испугался собаки! Ульяновск МЧС
Областная больница. Ульяновск
- Учебник патологий, каждая деталь выполнена с нарушениями анатомии.
На открытиях этих изделий присутствовали высшие чины правительства. Открывая подобные памятники, главы показывают свой и своих подчинённых интеллектуальный потенциал. Значит ЭТО прошло через Градосовет!
Когда я спросил, как ЭТО появилось, мне ответили: «Средства собраны на добровольные пожертвования!».
Но ЭТО влияет на сознание людей! ЭТО калечит эстетическое восприятие городской среды, вызывает неприязнь к персонажам, к изображенным событиям и личностям.
То же происходит и в области реставрации архитектурного декора, памятников. Подрядчик, закладывая немалые средства на реставрационные работы, фактически присваивает средства, нанимая субподрядчиков, или исполняя подобную работу.
6.Конкурсы
Особое место занимает вопрос о конкурсах. Ни разу в конкурсной документации не запросили подтверждения квалификации (диплом, удостоверения членства в специализированной творческой организации). Как я уже говорил, в составе комиссии в основном присутствовали люди посторонние и далёкие от понимания вопроса, даже художники, вошедшие в состав комиссии, в ряде случаев не имели профилирующего образования. А ведь в эскизной части есть своя специфика, которую может разглядеть только профессионал. Да и само рассмотрение конкурсных материалов проходит закрыто, без защиты своих работ автором!
А создать эскиз дело не простое, в первую очередь это время. Кажется, что организаторы конкурса думают, что художник — это человек с огромным состоянием, который может себе позволить ради удовольствия тратить время.
7.Что делать.
- Создать нормативно-правовую базу на региональном уровне.
- Реанимировать работу Градостроительного совета в секции художественный совет.
- Создать МУП или подобную Художественно — промышленным мастерским ХФ СССР производственную базу.
К сожалению, это послание пишу я – художник, а не искусствовед и не краевед. Видимо и там наступил кризис.
Для информации, список профессиональных скульпторов Ульяновской области. Всего 5 специалистов, которые хотели бы иметь, но не имеют работы в нашем регионе.
Бобраков С.
Клюев О.
Потапов Д.
Смиркин. И.
Усерднов Е.
Автор Наталья Михайлова