Равнодушие топит современных людей: судьба Гарнизонного кладбища в Саласпилсе

25.10.2018
Равнодушие топит современных людей: судьба Гарнизонного кладбища в Саласпилсе
© SPUTNIK / SERGEY MELKONOV


За десять лет защитники старого Гарнизонного кладбища сталкивались и с откровенным саботажем Саласпилсской думы, и с бесчинствами неонацистов, но главная угроза для этого места трагической памяти - равнодушие

РИГА, 25 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. Десять лет назад историк Игорь Гусев стал организовывать субботники на старом Гарнизонном кладбище, где во время войны нацисты скрывали тела узников Саласпилсского концлагеря.

За минувшие годы старое Гарнизонное кладбище получило широкую известность. Краевед Александр Ржавин выяснил имена многих покоящихся там воинов Российской императорской армии. В 2009 году были перезахоронены по православному чину останки обнаруженных у руин часовни расстрелянных людей.

Но территория эта так и остается для многих "простым участком леса". А место-то особое, оно связано страшными нитями с историей Саласпилсского концлагеря.

Субботник на старом Гарнизонном кладбище в Саласпилсе
© SPUTNIK / SERGEY MELKONOV. Субботник на старом Гарнизонном кладбище 

История Саласпилса, которую предпочитают не вспоминать

Игорь Гусев, издатель культурно-публицистического вестника "Клио", автор многих книг и фильмов, в разговоре с корреспондентом Sputnik подвел некоторые итоги.

Все началось еще в 2007 году, когда он издал книгу "Быль о Саласпилсе" - сборник воспоминаний узников концлагеря. Игорь вдруг осознал тогда, казалось бы, очевидное, о чем раньше даже не задумывался: людей уничтожали, но где же могилы жертв?! На территории лагеря нацисты захоронений не делали, значит, их должны были закапывать где-то поблизости.

На местности могилы сегодня никак не отмечены, что дает основание современным ревизионистам истории с усмешкой утверждать, будто никаких массовых жертв в Саласпилсском "исправительно-трудовом лагере" не наблюдалось. И тогда Игорь приступил к поискам исчезнувших захоронений.

Руководствовался он архивными схемами и старыми картами. Приезжал в эти леса много раз, ведь за десятилетия местность сильно изменилась, появились новые дороги, старые просеки заросли чащобой. По сути, весь лес от мемориала в сторону железной дороги и далее к Даугавпилсскому шоссе - одна сплошная братская могила. Там до сих пор сохраняются следы эксгумаций, которые проводились сразу после освобождения в 1944 году.

Однако заметить их непросто. Ведь уже во время наступления Красной армии нацисты в страхе перед неминуемым возмездием стремились уничтожать свидетельства своих преступлений. Могилы ликвидировались, тела жертв сжигали специальные команды заключенных-смертников, которых с целью соблюдения секретности затем расстреливали. Сохранились воспоминания о том, как летом 1944 года в окрестностях Саласпилса каждый день вздымались к небу зловещие столбы черного дыма.

Историк Игорь Гусев

© SPUTNIK / SERGEY MELKONOV Историк Игорь Гусев

"Мистификация" в официальной Латвии

Игорь Гусев нашел следы старого Гарнизонного кладбища, на котором, согласно архивным данным, гитлеровские палачи также скрывали следы своих преступлений. Оно полностью заросло буйной растительностью - напрямую не продраться. Но лишь когда опала листва и показался первый снег, стали заметны едва видневшиеся из почвы руины старой православной часовни. Это заброшенное кладбище стало точкой отсчета.

"Для меня это было значимым событием. Я потом ездил к этому месту чуть ли не каждый день - все ходил, обдумывал, что и как можно сделать. Решил объявить субботник, чтобы для начала очистить территорию, и только тогда уже смотреть, что там может быть. В этом мне колоссальную помощь оказал предприниматель Виктор Арбузов, без которого ничего бы не удалось сделать.

Тогда я впервые столкнулся с тем, что не всякая историческая правда у нас популярна и приемлема. Мы ощутили откровенный саботаж со стороны руководства Саласпилсской думы", - вспоминает Игорь Гусев.

Он тогда пытался получить официальное разрешение на проведение субботника на месте захоронений узников концлагеря, но оказалось, что ссылки на документы советского времени и современные российские архивы несостоятельны, поскольку все это, по мнению латвийских чиновников, есть "советские фальсификации".

"Ладно, пускай история Великой Отечественной - одна сплошная "советская пропаганда и фальсификация"… Думал, что я умный, и потому поменял концепцию: это старое гарнизонное православное кладбище! Предъявил оригинальную карту 1929 года, где оно было отмечено. Но теперь уже пришлось доказывать подлинность самой этой карты (вдруг моя искусная подделка!) Пришлось брать из Латвийского государственного архива ее официальную заверенную копию - с печатями и подписями. Только это и дало тогда основание организовать субботник не "для поиска захоронений узников лагеря", а – "для уборки на бывшем православном кладбище", - говорит Игорь Гусев.

"Советскую фальсификацию" скрипя зубами признали правдой

Осенью 2008 года при помощи СМИ и друзей удалось провести первый субботник, в котором участвовало около двухсот человек. Лес звенел от голосов!

"Работа была проведена колоссальная. Мы чистили лес от мусора – от многолетнего перегноя опавших листьев, разросшихся кустов, сухостоя и гнилых веток. Отбросы всякие, что десятилетиями свозились туда. Работы продолжались и в следующем году, когда весной за несколько выходных мы вывезли около двадцати огромных строительных контейнеров с мусором. Фактически полностью очистили заброшенное кладбище, стали видны старые могилы, опрокинутые каменные надгробия", - рассказывает историк.

Сегодня наличие Гарнизонного Саласпилсского кладбища стало признанным фактом, оно отмечено даже на новых схемах в Саласпилсском мемориале. Это и есть тот главный результат, которого добились сотни неравнодушных людей, что на протяжении десяти лет самоотверженно и честно исполняли свой долг совести, участвуя в работах по очистке этого места, бережно сохраняя память о нем.

Во время одного из первых субботников были найдены человеческие останки, обрывки одежды, обувь с фрагментами стопы, черепа с пулевыми отверстиями – следы расстрела. Были вызваны сотрудники полиции, получено заключение судебно-медицинской экспертизы. Весной 2009 года останки были перезахоронены у руин часовни с участием священника, по православному чину. Был установлен крест.

Помощь, которой не дождаться

Единомышленники очистили развалины часовни Святого Николая. За минувшее время, к Игорю не раз подходили разные "доброжелатели" с предложением восстановить ее, отмечая что "деньги - не вопрос!" Делали фотосессию и исчезали навсегда. Ни политики, ни крутые бизнесмены вниманием не жалуют. Только посольства России и Беларуси здесь официально возлагают венки по праздникам...

Дипломаты Белоруссии и России возложили цветы на Гарнизонном кладбище в Саласпилсе

© SPUTNIK / SERGEY MELKONOV. Дипломаты Белоруссии и России возложили цветы на Гарнизонном кладбище в Саласпилсе

"На официальном латвийском уровне нам никто не помогает. Все держится на самоотверженности неравнодушных людей, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Если десять лет назад на субботники приезжали сотни участников, целые автобусы школьников привозили, то теперь речь идет лишь о паре десятков человек. Равнодушие обволакивает и топит современных людей", - говорит собеседник.

В основном сохранять память о страшных страницах войны помогает давно сложившаяся группа активистов. Низкий поклон Олегу Сысолятину, Николаю Бадаляну, Евгению Евстифееву и другим. Парадокс, но до сих пор официально этого кладбища как бы не существует. Многие трусят проявить свою "нелояльность", ухаживая за ним. Гусев искреннее благодарит тех, кто не боится.

"Многое мне непонятно. В 2012 году уже неонацистские нелюди устроили на кладбище погром. Православным крестом с надписью "Светлая память мученикам Саласпилса" били по каменному надгробию с такой неистовой яростью, что камень треснул, а крест разлетелся на семь частей. Наша церковь тогда не высказала никакого возмущения", - вспоминает Игорь Гусев.

Гусев предлагает представить себе, к примеру, погром на еврейском кладбище! Какой шум (и справедливо!) поднимется в этом случае. Но погром на православном кладбище - только молчание. Хотя это был не просто вопиющий акт вандализма, но кощунство с ярко выраженным антиправославным контекстом. Кстати, единственный политик, который тогда официально осудил этот вандализм, был – кто бы мог подумать! - Артис Пабрикс.

"Это или обычное человеческое равнодушие, или, опять же, боязнь прослыть нелояльными по отношению к официальной трактовке латвийской истории. Сам я человек не религиозный, но глубоко верующий, и помощь высших сил в этом благом деле всегда ощущается нами. Люди подтвердят, что десять лет во время наших субботников всегда в том месте стоит хорошая погода. Несколько лет назад, когда, закончив работу, мы собрались у руин часовни, чтобы почтить память погибших минутой молчания, стояла сумрачная погода. И вдруг столб света опустился на нашу группу. Думаю, что в такие моменты, даже люди далекие от Бога, задумываются о вечном", - отметил историк.

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика