Из жизни морга

03.06.2019
Из жизни морга

Фото с сайта http://www.chaskor.ru/article/iz_zhizni_morga__44862


Артемий Ульянов. Молоко за мертвых. Записки санитара морга (аудиокнига)

В настоящее время формат аудиокниг становится всё более распространенным, играя на одном поле с электронными книгами и грозя «перебороть» противника. Как известно, существуют визуалы и аудиалы. Последних — то есть людей, для которых восприятие книги на слух более комфортно — с годами не становится меньше. Тем более при колоссальной загруженности современного городского жителя времени на внимательное чтение хватает не всегда. Поэтому послушать набор файлов с того же мобильного телефона или планшета во время передвижения гораздо быстрее и удобнее.

В 2000-х годах, в эпоху конца cd и dvd и захвата рынка новыми форматами, студии звукозаписи практиковали выпуск mp3-дисков с классической и современной литературой: от модных боевиков до изысков вроде Хорхе Луиса Борхеса и Хулио Кортасара, от литературных новинок до классики. Нельзя сказать, что это начинание пользовалось огромным успехом, но оно сыграло важную роль в освоении рынка аудиокниг, которые теперь, согласно веяниям времени, перешли в «цифру».

Какие-то издательства (Сorpus) уже довольно длительное время продают аудиоверсии своих новинок и хитов, а какие-то («Альпина Паблишер») находятся в процессе создания первых аудиоверсий своих книг. Некоторые пока не видят необходимости в продаже аудиовариантов изданий, выходящих на бумаге, однако ситуация на современном российском книжном рынке часто меняется, и кто знает — вдруг для них возникнет и такая необходимость?

Артемий Ульянов в 2012 году стал одним из самых ярких дебютантов «АСТ» —издательство выпустило его фантастический боевик «Останкино. Зона проклятых». В этом году издательство решило выпустить его роман «Молоко за мертвых. Записки санитара морга», который ранее выходил только на бумаге, аудиокнигой для расширения аудитории, способной познакомиться с произведением Ульянова.

«Молоко за мёртвых» — роман реалистический. Действие происходит в 1993 году. Ближе к середине повествование приобретает мистические элементы и позволяет читателю окунуться в таинственный, потусторонний мир, в который заглядывает главный герой романа и одновременно рассказчик — Артемий Ульянов (в книге его чаще называют попросту Тёмыч). Тёмыч — предприимчивый, активный молодой человек, «дитя 90-х» со всеми взлётами и падениями этого непростого времени. В детстве, когда большинство ровесников Артёма мечтало о самых разных профессиях — от прозаических (предприниматель, директор) до романтических (моряк, космонавт), у мальчика зародилось и укрепилось жгучее, непреодолимое желание быть медиком и изучать человеческое тело. Впоследствии довольно быстро этот интерес перешёл в новую стадию: подросток начал обзванивать многочисленные городские больницы, пытался устроиться санитаром... в морг. В последний момент ему всё-таки везёт и молодой человек попадает в один из московских моргов, где осваивает искусство ухода за покойниками.

Пересказывать подробно сюжет «Молока за мёртвых» — значит, лишать читателя (а в данном случае ещё и слушателя) удовольствия от искромётных, весьма ироничных коротких историй, нанизанных, как бусины, на линию основного повествования. Эти истории можно было бы назвать байками, однако автор книги свидетельствует: все события имеют документальную основу. Следовательно, мы сталкиваемся не с литературой вымысла, а с литературой факта, пусть художественно оформленной и дополненной причудливыми, явно фантастическими деталями. Например, за героем охотится загадочная пожилая дама, возможно, даже служительница некоего царства мёртвых.

Повествование весьма атмосферное — за шесть дней дежурства, составляющих шесть объёмных глав романа, Артемий чего только ни увидит: и бандитские разборки, и недовольство родственников покойных, причём однажды из-за собственной безалаберности он будет висеть на волоске от полного и бесповоротного увольнения. Особенно яркие фрагменты книги как раз связаны с профессиональной деятельностью Артемия. Первый — прослушивание органных произведений Баха по завещанию покойного, призванное досадить его ближайшей родственнице:

«Хищная игла перестала жалить виниловые канавки, отчего Бах исчез посреди аккорда. Подойдя к двери в зал, заказчик замер, повернулся и спросил, глядя куда-то далеко сквозь меня:

— И зачем он ему понадобился, орган этот?

Затем недоверчиво прищурился, словно прислушиваясь к какой-то мысли.

— А может, и впрямь, а? — тихонько пробурчал он себе под нос, горько хмыкнул, покачав головой, и, аккуратно открыв дверь траурного зала, исчез среди родственников дяди Миши.

«Вот вам, Иоганн Себастьянович, и сила искусства. Неужели, действительно... — думал я, вспоминая последнюю фразу заказчика и убирая пластинку в потрепанную бумажную обложку, — ...неужели дядя Миша и впрямь просил орган, зная, как он подействует на тетю Полю?».

Второй — похороны у чеченцев. Они не хотят вмешательства врачей в тело покойного, хоронят родственника огромным семейством, вызывают плакальщиц, производящих сильнейшее и отчасти пугающее впечатление на главного героя произведения. Вереница второстепенных персонажей вроде вездесущего Бумажкина или общительного Бори также добавляет остроты тексту. Эти, на первый взгляд, «маленькие люди» обладают русской смекалкой и определенной хитринкой, которые помогают им выходить практически из любой ситуации, даже самой неразрешимой.

Роман Артемия Ульянова «Молоко за мёртвых. Записки санитара морга» выделяется среди книг о медицинских работниках подробным, натуралистичным изложением самых мелких деталей и мощными вкраплениями остросюжетных эпизодов. Думается, основной посыл Ульянова: времена не выбирают, но раз довелось родиться в конкретный исторический период — не существуй, а живи, и главное — учись выкручиваться.

Автор Артем Пудов 
                                                                                     
                                        

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика