Поминальная трапеза. Татьяна Якушина, Новосибирск

30.05.2007

Поминальная трапеза - обряд религиозный. Трапеза - слово из церковного обихода и означает общий стол для приема пищи. Люди верующие - христиане - завершают погребальный обряд поминальной трапезой. Участники похорон собираются за одним столом и возносят молитву Господу за упокой души усопшего. Такой глубокий смысл заложен в ритуале поминовения. В народе угощение в память о покойном называют поминки. В кругах более образованных приглашают на поминальный обед. Можно услышать выражение - прощальный обед. Но дело не только в названии. В наше время соблюдается только внешняя сторона этого сакрального обычая, а истинный смысл и назначение его уже утрачены.
И это объяснимо. Традиция поминовения усопших берет свое начало в глубине веков. В Ветхом завете, в книге пророка Иеремии (а это VII - начало VI веков до н. э.), находим, что у древних иудеев был обычай «в утешение об умершем… преломлять для них хлеб» (Иер., 16.7). На заре христианства, ставшего в I веке религией римлян, обряд погребения был заимствован у палестинцев. Около 400 года н. э. христианский церковный деятель Августин Блаженный упоминает обычай устраивать обед после погребения. Вообще поминальные дни существуют у всех народов. Они признаны всеми религиями.
Более двух тысячелетий хранителем похоронного обряда остается церковь, а в широких массах обряд, по сути своей религиозный, упростился до формального соблюдения церемонии. Как и гражданская панихида, он приобрел светский характер. Не последнюю роль в этом сыграла материалистическая философия и возникший вместе с ней атеизм. И теперь, поскольку все мы, русские, наполовину язычники и вышли из советской атеистической эпохи, родные и друзья считают своим моральным долгом после захоронения помянуть покойного добрым словом, вспомнить его положительные черты, при этом памятуя о том, что о покойном плохо не говорят. Получается, это нужно, скорее, живым: выполнить свою последнюю нравственную обязанность перед близким человеком. Такой взгляд на поминальный обед вошел в нашу жизнь и стал общепринятым.

ПОМИНКИ - ОСЛАБЕВАЮЩАЯ ТРАДИЦИЯ НА ЗАПАДЕ, ВОЗРОЖДАЮЩАЯСЯ В РОССИИ
По наблюдениям исследователей обрядов, поминальный обед - ослабевающая традиция. Что же изменилось за последние десятилетия? Интересны наблюдения фрау Либхнет, хозяйки и официантки ресторана рядом с кладбищем и крематорием в Кёльне, Германия. Первое - выросли затраты на поминки. Присутствующие на похоронах одеты в черное, как и прежде, но все чаще бывают исключения. В последние годы к ним все меньше и меньше обращаются по такому поводу. Появилась стойкая тенденция к небольшим похоронным процессиям. Круг гостей становится уже, и многие сразу после панихиды идут на работу. С тех пор, как католики все больше кремируют умерших, они часто стали отказываться от поминального обеда. Захоронение в землю происходит, в основном, утром, кремируют после обеда. В этом случае бывает только полдник, и ограничиваются холодными закусками.
Ответ, как проявляются социальные различия между заказчиками поминальных обедов, прозвучал неожиданно. Чем скромнее кажутся возможности близких родственников покойного, тем более щедры они на поминальный обед. Тогда заказывают вино в 7-децилитровых бутылях вместо обычного разливного вина. Одно остается неизменным: перемена настроения от напряженного вначале до более расслабленного в конце осталась прежней. Люди уходят из ресторана совсем не такими, какими приходят. Скованность от прощания проходит тем быстрее, чем старше был покойный. И в конце все может быть очень весело. В ресторане помнят случай, когда даже играли на гармонике.
Почти всегда родственники умерших делают заказ на большее число человек, чем приходит. Нередко родственники бывают разочарованы, что гостей меньше, чем ожидалось. Число присутствующих все еще связывают с положением покойного в обществе.
У русских в 90-х годах прошлого столетия, пожалуй, тоже возникли проблемы со средствами. Но в последние годы работники похоронной отрасли отмечают, что россияне стали больше тратиться на похороны. Средства изыскиваются любыми путями, помогают родственники, коллеги по работе, но похороны проводятся на подобающем уровне, и редко обходится без поминального обеда.
У американцев не принято ни на похоронах, ни на поминках плакать, рыдать. Они полагают, что это было бы неприятно покойному. Если ушедший прожил спокойную, светлую жизнь, то и прощание должно быть светлым. Не считается нарушением приличий, если люди начинают негромко, задушевно петь и даже танцевать медленный танец. Такая экстравагантная традиция имеет тенденцию к распространению.
Меняющееся отношение к смерти, к похоронам, поминальным обедам можно проследить и в России. Я сама была свидетелем, когда на поминках матери моей подруги пели под гитару любимые покойной бардовские песни. Это делалось как бы в память о ней, правда, с оговоркой, что она бы нас не осудила. Понятно, что такие вольности недопустимы с точки зрения этики и религиозного ритуала.
Вообще говоря, как и вся церемония похорон, критика поминального обеда сопровождается смущенной сдержанностью. Это ложная позиция. Умолчание, пожалуй, даже во вред. Нарушим вето и посмотрим на себя со стороны вместе с немецким историком и исследователем обрядов Гансом Гларнером. Он взял на себя смелость говорить на запретную тему отстраненно и без обиняков, называя вещи своими именами. Не он один, многие пытались понять психологию и философию поведения людей на поминальных обедах и оставили нам интересные наблюдения.

ПРАЗДНИК ОСТАВШИХСЯ ЖИВЫМИ
После завершения церемонии похорон поминальный обед - естественная потребность в физическом подкреплении. Происходит и психическая разрядка у понесших утрату людей, в чем они крайне нуждаются. Можно представить их состояние, если бы они остались один на один со своим горем. Присутствие большого числа друзей, слова поддержки являются хорошим отвлекающим моментом. Как бы там ни было, перед лицом смерти близкого человека родственники испытывают полной мерой всю боль утраты, потрясает их и осознание собственной смерти. Поминальный обед - способ утверждения земной жизни. Жизненная сила подчеркивается и подпитывается едой и питьем. Еще недавно были слезы, теперь - смех.
Кем-то такой контраст в настроении воспринимается безнравственным, бесчувственным, даже кощунственным, когда во время обеда у людей развязываются языки и возникает атмосфера свободного общения. Вначале в центре внимания находится умерший. Незаметно происходит переключение на собственную персону. Присутствующие на похоронах часто начинают рассказывать о своих подвигах. Все рассказы - хвастовство жизни, большое преувеличение.
Немецкий обществовед Эльяс Канетти говорит по этому поводу об «удовлетворении выживанием». Чувство жизни на какое-то время может захлестнуть боль потери. В своих выводах он идет еще дальше в своем философском труде «Масса и власть». Тезис «Момент выживания - момент власти» открывает главу «Оставшийся живым». И дальше: «Страх перед моментом смерти растворяется в удовлетворении, что ты не умер».
За общим столом люди невольно проникаются чувством солидарности, сплоченности, что в любой ситуации вселяет уверенность и облегчение. С другой стороны, удивляет, что пиршество после похорон нужно для подкрепления жизни. Ведь большинство людей старается вычеркнуть смерть из повседневности, забыть, что это удел всех смертных. При такой позиции антиподы - скорбь и веселье - уже не воспринимаются как лицемерие.
Ни для кого не секрет, что спиртное на поминальном столе - привычный, более того, обязательный атрибут. Выдвигаются самые различные аргументы. Врачи рекомендуют «принять» для профилактики после кладбища - загрязненной зоны. Зимой после длительного пребывания на морозе - чтобы согреться и не заболеть. Разумеется, после большого нервного потрясения - для снятия стресса. Расхожая фраза в таких случаях - чтобы забыться.
Аргументы понятны. Только некоторым бывает трудно определить дозу горячительного как лекарства, когда оно дает положительный эффект. Это проблемная группа людей, злоупотребляющих алкоголем, но говорят, почему-то их становится много меньше. Порой современные поминки напоминают тризны древних славян еще дохристианских времен - наших далеких предков. Они верили, чем богаче и пышнее прощальный пир в честь умершего, тем веселее ему будет жить на том свете. А во что веруем мы - их потомки?
История поминальных обедов в западноевропейских странах изобилует общественными порицаниями и запретами. Сохранились документальные свидетельства. Вплоть до XVIII века поминальный обед проходил в доме умершего, позже был перенесен в ресторанчики на постоялых дворах. В день похорон угощение продолжалось целый день. Прерывали его только отпевание в церкви и погребение на кладбище. Вначале подкреплялись прибывшие издалека родственники, люди, сидевшие у гроба, и те, кому предстояло нести гроб. После похорон начинался обильный обед. Из погреба и кухни подавалось все самое лучшее, вдоволь было вина, пива, водки. В определенных кругах раздавались протесты против «некоторого рода пьянства», «портящих нравы роскошных попоек» и «поистине необузданных кутежей». Делались попытки взять под контроль выходящий за рамки дозволенного обычай церковными запретами. Было расписано, что нельзя делать: петь песни, шутить, смеяться и танцевать, а также громко плакать на похоронах и за едой и питьем. Но властьпридержащих это как будто не касалось. По случаю смерти мюнхенского герцога Альбрехта в 1509 году давали обед, состоящий из не менее чем 25 блюд. Сведений о количестве выпитого не сохранилось. В 1803 году в Валлисе под угрозой штрафа в 100 франков поминальные обеды были запрещены полностью.
Тот факт, что, начиная с XVIII века, таких попоек становится меньше, связывают, предположительно, не только с мерами по соблюдению нравственности, но и со сменой натурального хозяйства на рыночную экономику. Вполне допустимо, что личная заинтересованность - узда более крепкая, чем любой запрет.
После знакомства с такой исторической справкой уже хотелось воскликнуть: «О времена! О нравы!» Но тут попалось на глаза сообщение информационного агентства из Львова. Украинская греко-католическая церковь в июне 2003 года ввела запрет на проведение поминальной трапезы в день похорон. Священноначалие униатской церкви мотивирует свое решение тем, что не все родственники умершего ведут себя достойно на похоронах. Не все провожают его в последний путь на кладбище - остаются дома готовить обед. На поминальных трапезах некоторые забывают, для чего пришли, и даже поют, - поясняет пресс-секретарь главы УГКЦ священник Игорь Яцив. Как будто и не было прошедших веков: ситуация - один к одному со средневековой.

АРЕНА СЕМЕЙНОЙ ССОРЫ
Существует обычай - все важные события в жизни праздновать в кругу родственников и друзей. Надо оповестить всех, получить поддержку, затвердить. Смерть близкого - последняя станция, конечная остановка. Поминальный обед - прощальный обед в честь покойного. Кое-где в сельской местности по случаю смерти главы семьи было принято оставлять один стул свободным и ставить к прибору портрет умершего. Поминки в этом случае носили в том числе и правовой характер. Заканчивалось время господства покойного. И все приглашенные становились свидетелями смены главы семьи.
Если, конечно, наследник был один… Если существуют споры о наследстве, присутствие нескольких претендентов на родительское богатство вполне может превратить поминальный обед в арену для семейной ссоры. Родственники разбиваются на два лагеря и атакуют друг друга вербальными ударами.
Вот несколькими штрихами, как проходит в народе такое печальное событие, как поминальный обед, - от древности до наших дней. В обобщенном виде это выглядит драматично. Невольно вспоминаются строки: "Все это было бы смешно, когда бы не было столь грустно".

НЕ ЗЕМЛЯ - ПУХОМ, А НЕБО - РОДНЫМ ДОМОМ
Каждый из нас выстраивает свою модель мира. Говорят, сколько людей, столько миров. Наше миропонимание наиболее концентрированно проявляется в выборе духовных, моральных ценностей. Возвращаясь к теме, с удовлетворением отмечаешь, что сохранился во всей своей чистоте и духовности православный обряд поминовения усопших. Верующий ты или атеист, все равно испытываешь глубокое уважение и хочется преклонить голову перед мироощущением православных христиан, перед их самоотречением во имя ближнего. Для неверующих уход близкого - горе, для верующих - духовная работа. И если первые, поминая усопшего, обычно говорят: "пусть земля тебе будет пухом", православные молят, чтобы Небо стало ему родным домом.

Татьяна Якушина, Новосибирск

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика