Belsat TV. Беларусь. Могилу под опеку. Волонтеры предлагают по-новому ухаживать за Военным кладбищем

08.09.2019
Belsat TV. Беларусь. Могилу под опеку. Волонтеры предлагают по-новому ухаживать за Военным кладбищем
Так маркируют могилы, которые планируют снести. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu. Все фото с сайта  https://belsat.eu/ru/news/mogilu-pod-opeku-volontery-predlagayut-po-novomu-uhazhivat-za-voennym-klad...


В прошлом году волонтерам, общественности и прокуратуре удалось остановить уничтожение (или «благоустройство») Военного кладбища в Минске, как сообщает «Белсат». Однако когда волна внимания притихла, на памятниках снова появились метки Спецкомбината – как знак того, что на их месте могут возникнуть новые, унифицированные надгробные плиты. По словам волонтеров, существует план, согласно которому самым известным людям на Военном кладбище поставят красные кресты, менее известным – зеленые, а остальным – синие.

Пятно краски как приговор к сносу

Идея такова: каждый неравнодушный белорус может выбрать себе памятник на Военном кладбище, за которым он или она хотели бы ухаживать. Чтобы взять опеку над могилой, следует напрямую обратиться к волонтерам. Они расскажут, где какой деятель похоронен, а новый волонтер уже определится, кто ближе сердцу. Так, Елена Масло с семьей будут присматривать за могилой военнослужащего Федора Войткевича еще двумя братскими могилами детей.


Могила детей Петруша. На месте этой братской детской могилы церковь хотела сделать парковку. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu


Литературный музей Петруся Бровки будет ухаживать за могилой Рыдевских и поэта Алеся Гурло. Союз композиторов Беларуси взял под свою опеку захоронения всех композиторов и музыковедов.

Представители Спецкомбината говорят, что обращают внимание только на явно заброшенные захоронения, но явность для всех разная. Так, в небытие мог отойти памятник Евгении Александровне Ватаци. На нем уже есть метка.


Волонтер, экскурсовод и литературовед Анна Северинец рассказывает о памятнике 19-го века. Заботу о захоронении взяла на себя писательница Надежда Ясминска.


Грустная ирония в том, что семья Ватаци перечисляла средства в ту самую церковь, которая теперь хочет вместо кладбища заполучить парк, так как из-за крестов сюда не ходят венчаться (а это, между прочим, хороший доход для таких учреждений).



Церковь Александра Невского. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu

Иногда выдающихся людей находят почти случайно

Анна Северинец рассказывает, что когда любители только начали заботиться о кладбище, к ним приходили прихожане, ругались, прогоняли. В этом году уже тише.

Держать кладбище максимально «не благоустроенным» важно и потому, что еще не все захоронения обнаружены и исследованы. Иногда могилы выдающихся людей находят почти случайно.

«Я вела экскурсию по Военному, когда уже охрана началась. Проходили по тропинке, и малый мой здесь крутился, залез и бегал по клумбе захоронения. Было разбитое такое, обозначенное под снос. Смотрю, а это Петр Маковеев! Ого, будем знакомы, Петр Мефодевич!»- рассказывает наш экскурсовод.


Могила, за которой ухаживают волонтеры. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu


«Это же учитель Дударя, который заметил талант, поддержал Алеся, и тот пошел в литературу. Маковеев – единственный, кого упомянул Дударь в своей биографии. Там биография маленькая, на страницу. А вот, вспомнил. Такой был благодарен ученик», – подчеркнула Анна Северинец, которая ухаживает за могилой Маковеева.

Но много захоронений еще ждут хороших рук неравнодушных людей. «Был поэт Михаил Багун (настоящая фамилия Блошкин) – такой интересный парень, импрессионист с собственным стилем. Его мало знают, потому что не лез никуда, ни в какие дискуссии. Писал себе стихи. Пока в 1937-м его по общему делу не расстреляли, а отправили в Сибирь, и на пути в лагерь он умер», – восстанавливает трагедию семьи Анна Северинец.


Могила Федора Сазонавича Блошкина. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu


«В Минске у него остался отец. И он приказал, чтобы на его похоронах обязательно вспомнили Михаила. Ведь где похоронен его сын, и похоронен ли вообще, неизвестно. Может, где-то там в Сибири бросили умершего в яму. А это были 1950-е годы, еще нельзя было упоминать поэтов, но отец велел, чтобы хоть где-нибудь осталась хоть строчка его сына. Вот такое символическое захоронение».

Чуть успели спасти от уничтожения ограждение на похоронах Максима Выдрина, основателя и руководителя первой в Беларуси кафедры акушерства и гинекологии.



Максим Львович Выдрин. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu


«Этот акушер своими руками половину Минска принял в свое время. Ограждение уже пилили. Оно такое тяжелая, чугунное. Наверное, на металлолом хотели сдать. То мы решили этот распил оставить», — показывает новый памятный знак Анна Северинец.


Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu


Захоронений, к которым некому приходить, здесь много. Активисты сами примотреть все не могут физически, поэтому и придумали предложить минчанам такой патронат.



Волонтер чистит могилу. Фото: Ирина Ареховская / belsat.eu


Авторы Мария Гриц, фото Ирины Ареховской/МВ belsat.eu


                                                                                  ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу Belsat TV
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика