Belsat TV. Пепел войны: почему немецким могилам Первой мировой не повезло?

30.11.2018
Belsat TV. Пепел войны: почему немецким могилам Первой мировой не повезло?
Комплекс на месте захоронений русских солдат на Сапоцкинщине под Гродно

Всем известно,  что захоронения советских солдат Второй мировой у нас даглядаюцца отлично — это часть государственной идеологии. На российские кладбища Первой мировой деньги дает Россия. Польские могилы 1919-1920 гг. и захоронения бойцов Армии Крайовой — под надзором Союза поляков. А что с немецкими кладбищами?


Комплекс на месте захоронений русских солдат на Сапоцкинщине под Гродно


Комплекс  на месте захоронений русских солдат на Сапоцкинщине под Гродно

«Люди копались: искали золото, оружие…»

  После 100-й годовщины окончания Первой Мировой мы решили проехатьсяпо немецким захоронениям на Гродненщине. Интересно, что и гдесохранилось, и в каком состоянии.


Немецкие  захоронения в Скиделе

Наша первая остановка — окраина Скиделя. Комплекс здесь выглядит довольно ухоженным. По центру белая стелла со скромной плитой, по полю разбросаны маленькие бетонные «тевтонские кресты» с именами,фамилиями, званиями и датами смерти солдатов. Например, «Ефрейтор Пауль Шнайдер + 22.9.1915». Кое-где стоят композиции из трех черных крестов без каких-либо надписей.

Мы останавливаем местного жителя, проезжающего на велосипеде, и спрашиваем о могилах.

Немецкие захоронения в Скиделе

«Когда я был маленьким, то здесь все было заросшим, — говорит прохожий. — Сейчас вот ухожено, выкошено…Кто это делает? Не знаю. Но раньше, помню, здесь люди копались ли то золото искали, то ли оружие…(улыбается) Всякое бывало».


Заброшенное кладбище  возле деревни Беляны

Похороны сельчан на трупах немецких солдат
Наш следующий пункт — кладбище немецких солдат, погибших во время штурма форта №4 — единственного форта, который русские тогда защищалипод Гродно. Остальные форты были взорваны во время отступления. До кладбища можно пройти лесом от форта, а можно доехать через поле всторону деревни Беляны и пройти полем пару сот метров.


Заброшенное кладбище  возле деревни Беляны

Из-под подлеска выступают несколько каменных грибков: по-видимому, это вход. Но за входом сами могилы удается отыскать с трудом. Все те же «тевтонские кресты», вросшие в землю либо безнадежно заросшие мхом: ничего не разобрать.

Интересно, что здесь же, на немецком военном кладбище, возвышаются католические кресты с надписями по-польски. Как так? Оказалось, что Беляны относились к приходу села Новый Двор, которая после войны оказалась в составе Польши. То есть от своих приходских кладбищ деревня оказалась отделена границей. Как быть? Вот и хоронили своих за немецкой оградой, поверх захоронений военнослужащих.


Захоронения местных поверх немецких могил — деревня Беляны

«Благоустройство» от Семашко: построить два столбика и забыть

Далее грунтовыми дорогами через деревни, поля и дачи едем в Сапоцкинский район. Останавливаем машину на обочине и метров на сто заходим в лес. Где-то здесь, у деревни Наумовичи, рядом с пороховым составом Первой Мировой, должны быть и немецкие могилы.


Ограждение — все, что осталось от немецких кладбищ в деревне Наумовичи


Ограждение — все, что осталось от немецких кладбищ в деревне Наумовичи

По факту находим только бетонные столбики с характерным изображением пяти крестов — символом «Народного союза Германии», их установили еще до 1939 года. Удивительно, но старые немецкие столбики кто-то обложил плиткой — видно, недавно, лет 20 назад. Но надгробий нет. То есть они есть, но уже полностью врастают в землю — надо копать, расчищать …


Ограждение  — все, что осталось от немецких кладбищ в деревне Наумовичи

Как говорят гродненские краеведы, такое странное «благоустройство» провел некогда местный олигарх, владелец отелей и председатель провластного Союза поляков Станислав Семашко. С его фамилией связана скандальная история с немецкими захоронениями в Щучине: на месте, где якобы похоронены солдаты Вермахта, Семашко сначала построил комплекс, а потом его снес, так как никаких исторических доказательств, что там кого-то хоронили, не было.


Ограждение — все, что осталось от немецких кладбищ в деревне Наумовичи

Поговаривали, что в начале 2000-х бизнесмен брал в Германии деньги на подобные «мутные» проекты. Назывались даже суммы в несколько сотен тысяч долларов. Тогда против Семашко выступила даже «Беларусь сегодня»: бизнесмена называли аферистом, но через пару лет тот уже стал председателем провластного Союза поляков, и о «афере» успешно забыли.


Заброшенное кладбище возле деревни Беляны

Лампадки — для немцев, роскошный мемориал — для русских

В нашем последнем пункте — деревне Селиванавка — немецких кладбищ как таковых нет. Одно пирамидка над братским захоронением, составленная из дикого (необработанного) камня, на которой красуется щит с датой «1915». Сверху, вероятно, когда-то был и крест, но до нашего времени он не дожил. Около пирамидки — две лампадки, даже венец. Скорее всего, это скромная забота местных католиков, которые ухаживают и за могилами родственников, и польских солдат, погибших в 1939-м, и немцев.

На обратном пути едем через Сопоцкин в Гродно. На холме возле трассы — огромный крест с изображением распятого Христа. Останавливаемся, поднимаемся по ступенькам. А тут целый мемориал. Читаем на камне: «Воинам русской императорской армии, погибшим в годы Первой Мировой». Рядом — еще один православный крест, выложенный цветными камешками. Заметный контраст: русским могилам, по сравнению с немецкими, однозначно повезло.


Немецкие  захоронения в Скиделе

«До 1939-го из Германии шли деньги на уход за могилами…»
Что же не так с немецкими захоронениями? Кто должен ими заниматься? Мы обратились к председателю «Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» Антону Астаповичу. По его словам, в Беларуси сейчас насчитывается несколько сотен подобных кладбищ — это и прифронтовые, и больничные захоронения.


Пирамидка  памяти немецких солдат, деревня Заполье, Кореличчина

«Еще с 1919 года, сразу после окончания Войны, немецкими военными захоронениями по всему миру занимается «Народный союз Германии», — объясняет Астапович. — В межвоенный период немцы перечисляли деньги властям Польши, а те — местным чиновникам, чтобы поддерживать кладбища в надлежащем состоянии. Этот Союз в Беларуси официально действует и сегодня».

Пирамидка памяти немецких солдат, деревня Селивановцы

К сожалению, официальной страницы белорусского филиала Народного Союза в интернете нам отыскать не удалось. Изредка о деятельности Союза всплывала информация в СМИ: например, в 2003-м его представители отчитались за 35 кладбищ Первой Мировой, которые им удалось восстановить. Зато на Поставщине и на Мядельщине, по словам Астаповича, работает волонтерское объединение «Западный Рубеж», которое занимается кладбищами той войны и, в первую очередь, немецкими — в том регионе их много, фронт шел совсем рядом.


Пирамидка памяти немецких солдат, деревня Селивановцы

Странное дело: почему по примеру межвоенных лет Союз не может перечислять деньги на упорядочение могил и действующим белорусским властям, как делал в отношении Польши 1920-30-х? Ведь проблема очевидна. А волонтерских усилий с таким объемом работы (ведь захоронения исчисляются сотнями) — недостаточно. Вот и получается: либо за работу берутся авантюристы, либо — могилы продолжают врастать в землю.



Немецкие  захоронения в Скиделе

Алесь Киркевич, фото Василий Молчанов /Belsat.eu  BELSAT

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика