70 лет назад скончался Яков Модестович Гаккель

12.12.2015
70 лет назад скончался Яков Модестович Гаккель
12 декабря 1945 года скончался русский советский инженер, внесший значительный вклад в развитие отечественного самолето- и тепловозостроения первой половины XX века, ученый-электротехник Яков Модестович Гаккель.

Гаккель Яков Модестович (12 мая 1874 – 12 декабря 1945).
Родился в Иркутске, в семье военного инженера.
Сам о себе Гаккель говорил: «По крови я француз, якут и русский. Такая гремучая смесь горит почище керосину».
Его прадед по отцу был родом из Эльзаса (Франция). От него Яков Модестович и унаследовал фамилию. Во время войны 1812 года полковой ветеринар Жак Гаккель попал в плен и был отправлен в Восточную Сибирь, где и остался навсегда, приняв после войны русское подданство. Его внук – Модест Васильевич - был талантливым военным инженером, участвовавшим в строительстве телеграфной линии от Владивостока до Иркутска. В память о нем была даже названа одна из станций Транссибирской магистрали – Гаккелевка. Кроме того, Модест Гаккель возвел ряд береговых сооружений и маяков в Кронштадте и на Дальнем Востоке. В тридцатилетнем возрасте молодой человек решил создать семью, взяв в жены якутянку Стефаниду, которая и родила ему вскоре сына Якова.
В 1897 году Яков Гаккель окончил Петербургский Электротехнический институт и отправился работать в Сибирь (на Ленские прииски, близ г. Бодайбо). В Сибири он принимал участие в достройке гидроэлектростанции и прокладке от нее до приисков первой в России высоковольтной линии электропередачи.
В 1903 году Гаккель вернулся в Петербург и начал преподавать в Электротехническом институте, одновременно участвуя в проектировании и строительстве электрического петербургского трамвая. На полученную за это премию в 1909 году начал разрабатывать первый самолет («Гаккель-I»). В этом же году совместно с С. С. Щетининым основал первое в России авиастроительное предприятие − Первое российское товарищество воздухоплавания «С. С. Щетинин».
До 1924 года он спроектировал около полутора десятков самолетов, десять из которых были построены, а пять или шесть смогли подняться в воздух. Его аэропланы различной конструкции (среди которых был первый в России самолет-амфибия) принимали участие в выставках, устанавливали рекорды, однако не строились промышленными сериями. Отсутствие заказов привело к тому, что в 1912 году конструктор был вынужден отказаться от активной деятельности в области авиации, хотя занимался разработкой новых самолетов и позднее. Представленные им в начале 1920-х годов проекты не были реализованы из-за нехватки средств в условиях разрухи после Гражданской войны.
В 1920-х годах Яков Модестович начинает заниматься тепловозостроением и 5 августа 1924 года на пути Балтийского судостроительного завода выходит построенный по его проекту тепловоз ЩЭЛ1, один из первых в мире. В 1934 году Гаккель сконструировал паровой трактор, разработанная им паровая установка использовалась также на речных катерах.
С 1936 года Яков Модестович преподаёт в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Он - автор многих научных работ и изобретений.
Умер Яков Модестович Гаккель 12 декабря 1945 в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
mogila.JPG
Могила
Якова Модестовича Гаккеля

Наиболее известные разработки Я. М. Гаккеля

Самолеты (1909-1912 годы)
Фюзеляжный биплан «Гаккель-III» с двигателем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с. 24 мая 1910 года его 200-метровый полет был официально зафиксирован, как один из первых полетов аэроплана русской конструкции; вместо открытой фермы имел фюзеляж.
3.jpg
Биплан «Гаккель-III»

Одностоечный биплан «Гаккель-IV» с двигателем мощностью 100 л. с.
4.jpg
Биплан «Гаккель-IV»

Первый в России гидросамолет-амфибия «Гаккель-V» (1911 год); не летал, но на 1-й Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге в 1910-11 получил серебряную медаль.
5.jpg
Гидросамолет-амфибия «Гаккель-V»

«Гаккель-VII» - 504 кг, двигатель «Аргус» 80-100 л. с. В июле 1911 года летчик Г. В. Алехнович совершил перелет на этом самолете по маршруту «Петербург – Царское Село - Петербург», со скоростью 92 км/ч; на втором экземпляре этого самолета, получившем в 1912 на 2-й Международной воздухоплавательной выставке в Москве Большую золотую медаль, Алехнович установил национальный рекорд высоты того времени – 1350 метров.
7.JPG
Самолет «Гаккель-VII»

Первый в мире подкосный моноплан «Гаккель-IX».
9.jpg
Моноплан «Гаккель-IX»

Железнодорожная техника

Тепловоз ГЭЛ1 (позже ЩЭЛ1) – один из двух первых в мире магистральных (1924 год).
T.jpg
Тепловоз ЩЭЛ1

Двухвагонная автомотриса АП-1
ap-1.jpg
Автомотриса

Награды и звания

Профессор (1921), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940), награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика