О мемориальных кладбищах должны заботиться местные власти

21.11.2020
О мемориальных кладбищах должны заботиться местные власти
Фото с сайта  https://www.ural56.ru/news/573456/


Для престижа военной службы проводы ветеранов важнее, чем армейская показуха на ТВ?

Автор  Юрий Тарлавин

Об авторе: Юрий Алексеевич Тарлавин – координатор Приморской ассоциации общественных объединений военнослужащих, ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов.


ветераны, пенсия, господдержка, закон о ветеранах


На многих воинских участках муниципальных кладбищ не предусмотрено место для прохождения почетного караула. Фото РИА Новости

22 сентября в «Независимой газете» была опубликована статья председателя ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих Олега Шведкова «Как хоронят закон о похоронном деле».

Действительно, проблемы исполнения действующих законодательных и нормативных актов, определяющих отдание последних почестей скончавшимся военнослужащим при организации прощания и при захоронении, а также изготовление и установка достойного надгробного памятника, крайне актуальны. Более того, в последние 10 лет они еще более обострились.

На первый взгляд все законодательно и нормативно отрегулировано. Статья 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (пункт 7) и статья 24 закона «О ветеранах» (пункт 1) гарантируют скончавшимся военнослужащим и военным ветеранам достойные похороны, в том числе и на специально определенных воинских участках муниципальных кладбищ, а также организацию церемония прощания, особо оговоренную Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации (между прочим, утвержденным указом президента РФ от 10.11.2002 № 1495, то есть имеющим силу закона), в отдельном разделе которого подробно регламентируются все детали отдания скончавшимся военнослужащим воинских почестей при погребении. Проблемы захоронения военнослужащих конкретизируются в приказе министра обороны РФ от 13.01.2006 № 5.

Этим же приказом в пределах финансирования, установленного постановлением правительства РФ от 06.05.1997 № 460, определен порядок изготовления и установки на месте захоронения надгробного памятника. Но, к сожалению, надо откровенно констатировать, и об этом знают ответственные руководители силовых ведомств, военкоматов всех уровней, общественных военных ветеранских организаций, в реальности все далеко не так безоблачно.

Определенная в пункте 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возможность создания специализированных мест погребения военнослужащих и определение порядка их деятельности (статья 20 «Воинские кладбища и военно-мемориальные кладбища») фактически повсеместно не исполняется.

За всю страну ответить не могу, но во Владивостоке создания воинского участка на городском муниципальном кладбище военная общественность не может добиться уже более 15 лет.

Согласно данным из интернета, подобных воинских участков нет и на московских кладбищах. Закон, регулирующий создание и функционирование федерального мемориального кладбища, касается только определенной – очень заслуженной, но немногочисленной – категории военнослужащих.

Естественно для почивших в бозе военачальников места последнего упокоения находятся без проблем, а вот для какого-нибудь подполковника запаса, хоть и прослужившего более 30 лет, заслуженного ветерана найти достойный погост, если не заплатить весьма немалую сумму денег, очень и очень непросто.

Тяжелейший удар по хоть мало-мальски, но все-таки исполнявшемуся ритуалу воинских почестей при погребении нанесли приснопамятные сердюковские реформы.

Оптимизация, а по факту массовая ликвидация армейских и флотских культпросветучереждений, военных духовых оркестров, свела на нет возможность достойного ритуального обеспечения похорон военнослужащих в подавляющем большинстве населенных пунктов Российской Федерации.

Во Владивостоке церемонии прощания приходится проводить в крайне стесненных помещениях моргов. Был случай, когда с одним заслуженным полковником-пограничником, ветераном Афганистана, прощание прошло в церковном приделе. Даже с одним из очень уважаемых адмиралов сослуживцы прощались в ритуальном зале крематория.

И это в гарнизоне, в котором есть и флотский Дом офицеров, и клубы воинских частей. А что тогда говорить о городах, где от воинских частей уже и духа не осталось?

О каком церемониале с оркестровым исполнением предусмотренных Дисциплинарным уставом траурного марша и мелодии «Как славен», тем более Государственного гимна России можно сейчас даже фантазировать, когда военных оркестров фактически не осталось? В лучшем случае самодеятельный духовой «джаз-бенд» «Шопена» изобразит. И с трехкратным салютом уже приходится прощаться, войск-то поблизости нет. При этом при соответствующем желании руководство Минобороны могло бы договориться с коллегами из МВД. Полицейские органы везде есть, есть у них и длинноствольное огнестрельное оружие, то есть карабины или автоматы. Могут отсалютовать при погребении. Вопрос, как компенсировать затраченные патроны? Вопрос, мне кажется, вполне решаемый, учитывая наши запасы в арсеналах.

Шведков весьма подробно проанализировал содержание предложенного нового законопроекта. Но, к сожалению, сделал мало предложений по внесению изменений и дополнений.

Именно поэтому беру на себя смелость кое-что предложить.

По воинским кладбищам и воинским участкам общественных муниципальных кладбищ. Согласно действующему закону, они создаются по предложению министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Кто хоть малость знает особенности военной службы, великолепно знает и стремление командования не проявлять излишнюю инициативу. Зачем ему какое-то местное военное кладбище, если он рассчитывает через два-три года перевестись в другое место службы? Лишний раз нервы мотать при общении с местными органами власти?

Поэтому считаю целесообразным в статью 27 законопроекта «Порядок создания и ликвидации кладбищ» внести дополнение об обязательности такого решения для городов и других населенных пунктов, где дислоцированы крупные гарнизоны или проживает большое количество военных пенсионеров.

Крайне целесообразно, учитывая специфику церемонии отдачи почестей скончавшимся военнослужащим, в статье 26 «Кладбища» необходимо указать обязательность создания на воинских участках общественных муниципальных кладбищ мест нахождения подразделения почетного караула с наличием специально оборудованного места для заряжания-разряжания оружия, ритуальной площадки для проведения траурного митинга и аллеи для торжественного прохождения подразделения, отдающего почести захороненному.

Для полноценного исполнения предусмотренного законодательством всего комплекса отдания воинских почестей при прощании и погребении, учитывая сложившиеся реалии, вследствие массовой ликвидации военных учреждений культуры и военных духовых оркестров, целесообразно внести в статью 18 в пункт 7 дополнение, обязывающее военные комиссариаты по месту погребения усопших военных пенсионеров, имеющих право на получение посмертных почестей, организовывать работу по аренде помещений для проведения прощания, найму духовых оркестров и заключении договоров на выделение почетного эскорта и подразделения, производящего салют, из числа личного состава других органов федеральной исполнительной власти, дислоцированных в данном населенном пункте.

И последнее, полностью поддерживаю замечание Олега Шведкова о категорическом неприятии решения авторов законопроекта, повсеместно заменивших понятие «погибший» на «умерший». Предлагаемый вариант не только явно снижает моральный статус именно погибших защитников Родины. Это далекое не безобидное предложение. В случае его реализации у очень многих родственников погибших военных возникнут серьезные проблемы с получением определенных мер социальной поддержки, в установленном порядке получения которых прямо указано именно «погибший».

Мне одно непонятно. Неужели наши руководители, неустанно пекущиеся о повышении престижа военной службы, не понимают, что достойные публичные проводы погибших или скончавшихся военнослужащих и военных ветеранов оказывают влияние на повышение данного престижа не меньше, чем армейская показуха на экранах ТВ?

Поправки, предложенные военными ветеранами

Валерий Пильников, сотрудник «Военно-мемориальной компании»

Я длительное время работаю в «Военно-мемориальной компании», которой накоплен колоссальный опыт организации военно-мемориальной и ритуальной работы – одних только надгробных памятников изготовлено и установлено более 200 тыс., организовано погребение десятков тысяч умерших.

Но в своей работе мы постоянно сталкиваемся со множеством проблем – это и самоустранение от контроля за ритуальной деятельностью многих администраций муниципальных органов, и нездоровая конкуренция, зачастую на грани криминала. Очень важно, чтобы человек, который носит погоны, особенно ветеран, вне зависимости от того, в каком министерстве или ведомстве он служит или служил, был уверен: если он уйдет из жизни, ему будут оказаны подобающие воинские почести согласно прижизненному статусу. Наличие четких законодательных норм усиливает эту уверенность. Поэтому мы полностью согласны с позицией председателя ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих Олега Шведкова о необходимости зафиксировать в законопроекте обязательное обеспечение оказания воинских почестей.

Евгений Добрых, военный пенсионер

В статье Шведкова при анализе поправок в закон «о похоронном деле», на мой взгляд, пропущен один важный момент. В соответствии с Законом «О статусе военнослужащего» военный пенсионер при следовании на лечение в военный госпиталь получает денежную компенсацию за средства потраченные на дорогу (авиа- или железнодорожные билеты в оба конца). Но, к сожалению, бывают случаи, когда врачам в госпитале не удается спасти его жизнь. И тогда родственники умершего перевозят его тело к месту захоронения за свой счет. На мой взгляд, это не совсем справедливо. А если ситуация углубляется еще и отсутствием родни? Мне кажется, что законодатели должны учесть этот фактор. 



                                                                                          События НВО / Независимая газета
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика