Действительно ли утопление урны с прахом – не преступление? Разобрался ЧС-ИНФО.

31.08.2019
Действительно ли утопление урны с прахом – не преступление? Разобрался ЧС-ИНФО.
Захоронение праха Евгения Доильницына в Заринске 7 августа. Фото: altai-ter.er.ru. Фото с сайта  https://4s-info.ru/2019/08/30/zahoronit-nelzya-utopit/


В середине лета жители Алтайского края обнаружили в реке Чумыш урну с человеческим прахом. Останки алтайского ветерана Великой Отечественной войны Евгения Доильницына «захоронили» таким образом его родные, ссылаясь на последнюю волю отца. Полицейские действия родственников незаконными не признали. Действительно ли утопление урны с прахом – не преступление? Разобрался ЧС-ИНФО.

Вернуть туда, откуда достали

Евгений Федорович Доильницын скончался в ноябре 2018 года в Новосибирске. Его последней волей, по словам родных, было погребение в реке Чумыш, поэтому сын фронтовика Алексей и утопили урну с прахом.

Правда, неясно, как именно была последняя воля зафиксирована. «Волеизъявление умершего – это пожелание, которое может быть выражено как в письменной форме, так и в устной, но в присутствии свидетелей, — пояснил ЧС-ИНФО юрисконсульт Артем Белых. — Свидетели устного волеизъявления должны письменно подтвердить волю умершего представителю специализированной службы по вопросам похоронного дела. Также волеизъявление может быть изложено в письменном извещении родных или иных лиц, взявших на себя обязанность погребения умершего». Существуют утвержденные формы для волеизъявления и письменного извещения. Но о таких документах родные ветерана не заявляли.

Урна с прахом

Фото: ap22.ru


Останки ветерана обнаружили только этим летом. Отдыхающие вытащили из воды капсулу и передали ее местным полицейским. Правоохранители не нашли в случившемся правонарушения, пояснив, что именно родственники решают судьбу праха, и, кроме того, он не может повредить экологии. Единственный вопрос, который оставался у полицейских – что делать с урной дальше. Родственники фронтовика забирать ее не планировали: сын Алексей сообщил, что семья уже захоронила прах в реке, как желал Евгений Федорович.

«Вопрос о захоронении праха традиционно, «с почестями» и «расследование инцидента» легли на отдел агитационно-пропагандистской работы исполкома регионального отделения «Единой России». «Однако настаивать на традиционном захоронении мы не будем, если родственники будут резко против. Если их вариант будет, допустим, мы поможем. Но пока они просят вернуть прах «туда, откуда его достали», – рассказал тогда руководитель отдела Василий Морозов в СМИ.

И все-таки урну с прахом 100-летнего Евгения Доильницына похоронили. Погребение состоялось 7 августа в Заринске на аллее ветеранов Великой Отечественной Войны. Вдова ветерана Эмма Ивановна и его сын Алексей тоже присутствовали на прощании. Супруга поблагодарила всех, кто помог похоронить ее мужа с такими почестями. Она же рассказала, что семья решила оставить капсулу в реке, не зная, как правильно поступить.

Разве это не преступление?

Получается, родственники Евгения Доильницына утопили урну с его прахом в замерзшей реке. Если бы это было тело, а не пепел, родных ветерана бы наказали по статье 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». А действия с урной незаконными не признали. Действительно ли это не преступление?

«Погребение умерших в России регулируется ФЗ «О погребении и похоронном деле». Согласно закону, погребение может осуществляться либо путем захоронения в могилу, либо кремацией, либо захоронением в воду. Погребение в воду происходит крайне редко и только в том случае, если останки погибшего на борту моряка никак нельзя доставить на берег. А прах умершего человека после кремации должен быть захоронен по национальным традициям в соответствии с санитарными, экологическими и этическими нормами», – рассказал сайту ЧС-ИНФО юрисконсульт Артем Белых.

Захоронение праха Евгения Доильницына в Заринске 7 августа. Источник: altai-ter.er.ru

Захоронение праха Евгения Доильницына в Заринске 7 августа. Источник: altai-ter.er.ru


Методов захоронения праха несколько: погребение капсулы с прахом на кладбище в индивидуальной могиле, захоронение в фамильную могилу или в колумбарии – специальном хранилище с нишами под урны. Не запрещено и развеивание праха, которое определяется как «один из способов захоронения праха, заключающийся в его разбрасывании по какой-либо территории».

«Есть еще один документ, регламентирующий порядок погребения, — Приказ Госстроя РФ от 10.01.2000 № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации». Согласно ему, погребение должно осуществляться в специально отведенных и оборудованных с этой целью местах. Самовольное погребение в не отведенных для этого местах не допускается, это наказуемо. Но если умерший хотел, чтобы его тело или останки, например, было затоплено в водоеме, такие действия должны быть согласованы лицами и организациями, проводящими погребение, с санэпидемстанцией и органами охраны окружающей природной среды. Погребение вне специально оборудованных мест погребения допускается только при положительном решении этих органов», – продолжает Артем Белых.

Было ли разрешение на погребение урны с прахом 100-летнего ветерана в реке у семьи Доильницыных, неизвестно. Но, анализируя ситуацию, можно сделать вывод, что нет. Отметим, наказание по статье 244, которая была упомянута выше, – штраф до 40 тысяч рублей или в размере трёхмесячной зарплаты либо обязательные работы (120–180 часов), либо исправительные работы (до года), либо арест на три месяца.

Предание праха воде – нормальная практика?

Предание праха воде – в Сибири не редкий случай, сообщает директор «Похоронного Дома ИМИ» Сергей Бондаренко. Однако в данном случае в водоем опускается именно прах, а не капсула с ним. Такой или иной метод погребения определяют родственники усопшего.

«Порядок следующий: по волеизъявлению родственников мы либо сами производим захоронение в колумбарии, либо помогаем (как служба) захоронить на любом кладбище города, либо отдаем урну родственникам под роспись. При этом родственники указывают, где будет погребены останки. Это право родственников – забрать урну, и в дальнейшем никто не проверяет, действительно ли они захоронили там, где указали, или ввели службу в заблуждение. Такой случай, как в Алтайском крае, это не вина похоронных служб», — отметил Сергей Бондаренко.

Кстати, в Новосибирске чаще всего урны погребают в колумбариях. А со случаями развеивания праха по ветру директор специализированной службы не сталкивался.

А если бы урну с прахом ветерана войны из реки достали не законопослушные граждане, которые сразу обратились в полицию, а, допустим, хулиганистые подростки, которые от любопытства способны на иногда ужасающие поступки? Если бы они вскрыли капсулу? В этой истории так много «если бы». И, конечно, хочется верить, что о таких случаях мы больше не услышим.

Автор Валерия Шаньгина

                                                                                                                                                 Ð§Ð¡-Ð?НФО
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика