Вологодский поисковик рассказал, как за 20 лет изменились поиски солдат, пропавших без вести на войне

22.06.2019
Вологодский поисковик рассказал, как за 20 лет изменились поиски солдат, пропавших без вести на войне

Все фото с сайта https://gorodvo.ru/news/society/11230-vologodskijj_poiskovik_rasskazal_kak_za_20_let_izmenilis_poiski_soldat_propavshikh_bez_vesti_na_vojjne/



Несмотря на новые технологии щуп, лопата и нож остаются основными орудиями при поисках

В преддверии Дня памяти и скорби корреспондент ГородВо встретился с руководителем Вологодского отделения Российского военно-исторического общества, поисковиком с 20-летним стажем Александром Метёлкиным.

Возвращение героев

- Александр Юрьевич, где сегодня Вологодский поисковый отряд ведет поиски пропавших без вести в годы войны солдат?
- Поисковую деятельность мы ведем в разных регионах, но в основном, конечно, в урочище Вороново, это Кировский район Ленинградской области, 15 км от Синявинских высот. В годы Великой Отечественной войны там в жесточайших боях за Ленинград участвовала 286-я стрелковая Ленинградская Краснознаменная дивизия, которая формировалась под Вологдой. Сейчас я возглавляю поисковую экспедицию Вороново.

- Сколько за годы поисков было обнаружено и захоронено бойцов?

- Поиски в том месте ведутся с 2012 года, за эти годы мы нашли больше 500 солдат Красной Армии.

- Есть данные, сколько там всего погибло?

- Таких данных нет. Исходя из той картины, которая сегодня нам открывается после изучения документов, можно сделать вывод, что в момент сильного напряжения ситуации под Ленинградом туда в наступление бросали солдат из разных дивизий.

Без щупа никуда

- Изменились ли как-то поиски пропавших без вести в годы войны солдат?

- Конечно. Если, например, раньше просто копали, то сейчас используется археологический способ проведения раскопок. Это дает понимание того, что именно произошло на этом клочке земли больше 80 лет назад. Благодаря этому способу есть возможность также собрать все личные вещи бойца. Насколько это может быть важным, показывает следующая история. Нами был найден пулеметчик Хромых, на груди которого был кожаный мешочек с локоном волос его дочери. Солдат взял их перед отправкой на фронт. И вот только этот момент убедил родственников пулеметчика, в том, что это действительно Хромых. До этого момента они считали, что их погибший на войне родственник давно похоронен.

- Оборудование для поисков тоже, наверное, изменилось?
- С одной стороны, конечно, изменилось. Появились другие металлодетекторы, другие технологии. Раньше ведь были доступны только армейские миноискатели. Но несмотря на это основными атрибутами поисковика по-прежнему остаются щуп, лопата и нож. Металлоискатель щуп не заменил, основные находки сделаны именно с помощью щупа.
Кстати, изменилось еще то, что сейчас благодаря социальным сетям, мы можем очень быстро отыскать родственников найденных солдат. Было, что и за час их находили.

Про черных копателей

- Как к черным копателям относитесь, и приходилось ли сними сталкиваться?
- Отношусь отрицательно. Они когда оружие ищут, то останки убитых бойцов раскидывают. В итоге усложняется наша работа по поиску и захоронению бойцов, так как приходится проверять отвалы, где эти останки мы и находим. А это дополнительно раскоп 6 метров в диаметре только на одного человека. Если ячейка не разворошена черными копателями и боец лежит в анатомии с автоматом или винтовкой в руках, то раскоп проще, все фрагменты на месте.
С черными копателями мы не только сталкиваемся, но и сотрудничаем. Многие из них сейчас поменяли взгляды на жизнь, стали на нашу сторону. Работают с нами, показывают, рассказывают о местах, по которым раньше ходили. Еще бывает, что человек танк собирает и ему бойцы не интересны. И если он их находит, то не выкапывает, а нас зовет. Мы же если какое железо от танка находим, то ему отдаем.

- Правда, что до сих пор много чего ценного в местах боев черные копатели находят?
- Нет в лесах никакой наживы. За все 20 лет, что занимаюсь поисками, я видел только двух человек, которые жили с леса. Обеспеченными людьми я бы их не назвал. Прочитал недавно статью директора одного музея, где рассказывается, что поисковики за одну экспедицию зарабатывают по полтора миллиона. Это полная ерунда. Времени прошло очень много и ценных вещей мало осталось. Какие-то деньги зарабатывают те, кто самолеты поднимают и передают в частные музеи. Но это ведь тоже непросто, что пришел и забрал. Необходимо и технику привлекать, и ресурсы.

Что детям говорить?

- Сегодня очень многих родителей волнует вопрос, как своим детям о Великой Отечественной войне рассказывать? Что посоветуете?

- У нас есть прекрасный пласт советской литературы о войне, лучше наших советских писателей о войне никто не написал. Вот эти книги и надо давать детям читать. Тем более что к тому, что в учебниках про Великую Отечественную войну написано, много вопросов. И надо с детьми обязательно побывать в музее-диораме «Прорыв блокады Ленинграда», чтобы они посмотрели и прочувствовали. Надо показывать детям находки поисковиков. Так что сегодня у нас пока хватает материалов, чтобы рассказать детям о войне. К сожалению, в Вологде в музее очень скромная экспозиция, посвященная войне. Можно ее было бы и увеличить, потому что вклад вологжан в победу очень большой и материала накоплено много. Да и поисковики могли бы тем, что было найдено при раскопках, поделиться.

Беседовала Татьяна Почтеннова. Фотографии из личного архива Александра Метёлкина


                                                                       
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика