Зачем людям крематорий, или Смерть как часть жизни

03.09.2014
Зачем людям крематорий, или Смерть как часть жизни

Уже не первый год народ обсуждает строительство в Алматы первого в Казахстане крематория. И вот недавно СМИ снова подняли эту тему. А Headline.kz озадачился вопросом: нужен ли крематорий вообще – стране, где почти 70% населения, согласно последней переписи, исповедует ислам?

Поделиться…

Умерших мусульман не кремируют, поскольку предание огню расценивается как проявление неуважения к усопшему, как грех. Да и православные, которых в РК насчитывается более 20%, привыкли испокон веков хоронить своих усопших в земле. Но как быть с переполненностью кладбищ, особенно в мегаполисах? А с транспортировкой умершего в другую страну?

- Я категорически против кремации. Это противоречит канонам ислама. Сжигать умерших нельзя, по шариату запрещается, - говорит наиб-имам Центральной мечети Караганды Бекбулат Космагамбетов. – Несколько лет назад этот вопрос уже поднимался, но тогда народ начал шуметь, и тему закрыли. А теперь опять подняли – наверное, кто-то деньги делает. Может быть, только безродный кто-то туда попадет, а целенаправленно мусульмане не будут сжигать усопших в крематории.

Солидарен с ним и настоятель Свято-Никольского прихода Карагандинского благочиния Астанайской и Алматинской епархии русской православной церкви протоиерей Николай Хмыров:

- Испокон веков хоронили в землю. Кремация, на мой взгляд, для родственников усопшего будет неприемлема – ну как так: взять и сжечь родного человека? Вообще, кремацию церковь запретить не может - это личное дело каждого. Но думаю, что не захотят кремации именно родственники умершего человека. А какой-то части населения, наверное, эта идея придется по душе. Приживется ли крематорий в Казахстане – не могу знать, это не мне решать. Лично я против. Захоронение в землю – традиционный способ. Не зря же говорится: мы родились из земли, в землю и уйдем.

Против кремации и многие представители похоронных фирм. Так, один из них – карагандинец, попросивший не называть его имени – считает, что кремация в Казахстане категорически не приживется. Лишь 1% населения, по мнению нашего собеседника, прибегнет к такой услуге, а остальные будут хоронить по старинке, в землю.

- Это ведь давняя традиция, а традиции у нас чтут, - говорит мужчина. – Мы, например, уже 16 лет бьемся с тем, чтобы домой не заносили покойника, но так и не можем это искоренить: процентов 40 до сих пор заносят усопшего на ночь в квартиру, как и раньше. А вы говорите – кремация! Крематорий не приживется еще и потому, что у нас очень много мусульман и обряд захоронения у них вообще другой, отличающийся от православного.

Наверное, далеко нам еще до России, где к кремации относятся гораздо лояльнее. В соседней стране крематории есть в 14-ти городах, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Новокузнецк и другие. В большинстве вышеперечисленных населенных пунктов кремируют 15-20% умерших, а в Москве, Санкт-Петербурге и Норильске эта цифра доходит до 50-70%.

Тело сгорает в кремационной печи, разогретой до 900-1000 градусов, за 1,5-2 часа. В земле же оно гниет лет 30, а по некоторым данным – все 50. Вот и приходится задумываться: как лучше хоронить родных? Наши наблюдения, а также бурное обсуждение данной темы в интернете, показали: довольно-таки большая часть населения не хочет, чтобы останки многие десятилетия глодали черви. Лучше сжечь. А о недостатке земель под захоронение, особенно в мегаполисах, обыватель не думает – это удел власть имущих, пусть они разбираются.

Ближайший к РК крематорий находится в Новосибирске. Кто-то из казахстанцев везет усопшего родственника туда, чтобы потом захоронить урну с прахом там, где считает нужным – зачастую совершенно в другой стране.

- Думаю, крематорий в Казахстане приживется, но только в больших городах, и то 50 на 50. То есть одна часть населения не будет согласна с кремацией по религиозным, психологическим причинам и предрассудкам. Другая часть населения примет этот факт, тоже по многим причинам, одна из них – это экологическая безопасность воды и почвы от захоронения праха, нежели от захоронения в землю тел, - говорит Алла Дулепова, художник-дизайнер мемориальных комплексов с 14-летним стажем работы в похоронной отрасли.

– Прах кремированного человека можно оставить в колумбарной нише на территории крематория либо на кладбище (если эти самые ниши когда-нибудь сделают), а можно захоронить в землю по общепринятым традициям либо подхоронить к родственникам, но экологический вред земле будет сведен к нулю. Но, опять же, часть населения может не пойти на кремацию родственников из-за наличия и дешевизны земли в Казахстане – скорее всего, захоронят в землю по общепринятым традициям. Но при любом мнении и отношении населения к кремации, факт наличия крематория людей пугать не должен.

Пройдя обучение в Новосибирском крематории, скажу, что экологического вреда от кремационных печей абсолютно никакого нет. Печи снабжены мощной системой фильтрации и очистки воздуха, их производят зарубежные фирмы с многолетним опытом работы именно в этой сфере. Ну а еще не надо забывать, что земли под кладбища уже не хватает, особенно в крупных городах, и что ее надо использовать рационально.

Другой момент: прах можно поместить не в обычную урну, а в биокапсулу, которая со временем разлагаясь в земле, дает хорошую подпитку растениям. И это очень символично для родных умершего, когда на месте захоронений растут деревья, радуют глаз цветущие поляны.

Значит, душа отозвалась на их любовь и память, и возможно, перевоплотилась в следующую жизнь.

Кремация – это не просто предание тела огню. Перед данной процедурой человека так же, как и при обычных похоронах, достойно и торжественно провожают в последний путь.

В Новосибирском крематории есть похоронная прислуга в униформе, профессиональные ведущие, залы для поминальной трапезы, большой выбор похоронных принадлежностей и аксессуаров, возможность купить или взять напрокат траурную одежду для участников похорон и многое-многое другое.

Может быть, когда-нибудь все это придет и в Казахстан. Что касается колумбария, то это выглядит гораздо красивее обычных могил. Колумбарий (для тех, кто не в курсе) – это стена с небольшими нишами, в которые помещаются урны с прахом. Ниши могут закрываться камнем, керамикой, стеклянными дверцами с портретами и эпитафиями, и кроме урн туда вкладывают любимые вещи умерших.

Headline.kz связался с владельцем Новосибирского крематория Сергеем Якушиным (он же – редактор журнала «Похоронный дом», инвестор музея мировой погребальной культуры, Вице-президент Российского Союза похоронных организаций и крематориев, Член Совета директоров Международной Федерации похоронных ассоциаций (FIAT-IFTA), чтобы подробнее узнать о необычном для казахстанцев способе захоронения.

- Наш крематорий, построенный в 2003 году по мировым стандартам, состоит из кремационного комплекса, колумбария и Парка скорби общей площадью около 6-ти гектаров с аллеями, ротондами, фонтанами и скамейками. На Аллее памяти можно в любое время уединиться, погрузиться в воспоминания и заглянуть в будущее, - рассказал наш собеседник. – Когда я проектировал здание крематория, у меня были разные концепты, но объехав 200 крематориев мира, я понял одно: кремационный комплекс – это мировоззренческое здание, оно уйдет в столетия, оно не может устареть, не может разочаровывать посетителя.

На этапе проектирования я ознакомился с исследованием одного английского архитектора на тему «Каким вы видите крематорий?», которое показало: большая часть людей не хотела, чтобы он напоминал железнодорожный вокзал или аэропорт и тем более общественный туалет. И я понял, что для меня, как для русского человека, единственная альтернатива – построить крематорий в виде дворянского гнезда, или приблизиться к какой-то храмовости. Образцом архитектуры для меня был Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Первоначально я планировал, что здание будет облицовано черно-красным гранитом. Но однажды ночью проснулся и понял, что это будет выглядеть очень мрачно. А все-таки кремация – это мгновенное очищение души. Поэтому сделал крематорий оранжевого цвета – цвета огня. Здание это – светское, открытое для всех религий. Поэтому в мастерских Церетели я отлил ангела, держащего в руке факел и освещающего путь на небеса. Похороны – один из самых важных в жизни обрядов. Мы не можем совершать его в черноте. При кремации присутствует некая карнавальность. Крематорий и колумбарный парк предназначены для того, чтобы помочь людям перевести само явление траура (а оно может стать и психическим заболеванием по истечении определенного срока) в разряд благодарной памяти.

В Новосибирске можно наблюдать совершенно особую культуру погребения, порой даже шокирующую. Здесь регулярно и в любое время суток проводятся экскурсии и различные акции. Здесь вспоминают погибших в ВОВ, проводят выставки подлинных экспонатов и дефиле женской одежды тех лет, смотрят фильмы о войне и слушают духовой оркестр.

Здесь поминают умерших деток – маленьких ангелочков – и запускают в небо белые воздушные шарики. Здесь не забывают и про живых, для чего проводят антинаркотический перфоманс с автопробегом катафалков по городу и рок-концерт на территории крематория, а потом сжигают гроб, символизирующий порок.

Здесь проводят концерты, посвященные безвременно погибшим, жертвам ДТП и так далее. Здесь даже отмечали Новый год. «Основополагающий образ концерта – Новый год без любимого, - говорит Якушин. – Мы сочли нужным в Новый год поддержать семьи, недавно потерявшие своих родных. У людей, переживших такую утрату, новогодняя депрессия – самая острая.

Смена годов – время подведения итогов, и такой итог, согласитесь, подводить особо больно. Тем более, в разгар всеобщего ажиотажа, когда предновогодняя реклама эксплуатирует образ счастливой, беззаботной, полной семьи. И пустующее место за столом выглядит особо пронзительно, надо учиться жить по-новому и как-то праздновать Новый год. Гасить грусть дежурным весельем? Это тяжело. И многими воспринимается чем-то вроде предательства. Потому мы постарались найти особую форму празднования для таких семей. Вместо канонического мемориального концерта провели концерт песен, любимых усопшими».

Здесь впервые в России несколько лет назад прошли интернет-похороны, во время которых родственники иностранца, внезапно умершего в РФ, не сумевшие приехать из Польши и США для прощания, наблюдали за церемонией по веб-камере. Здесь сдают в аренду атрибутику для проведения Хэллоуина – катафалки, гробы, маски, костюмы. Здесь продают похоронные сувениры, а также разрешают фотографироваться в гробу.

Может быть, таким и должен быть крематорий? Может, так и надо относиться к смерти, ведь это часть нашей жизни?

- Смерть не может касаться только пожилых. Она случается и с детьми, и молодыми людьми, - говорит Сергей Якушин. – И по моему представлению, место вокруг крематория предназначено для всех поколений, и особенно для молодых людей. Это – площадка, где люди могут социализироваться смертью. И мы создаем уникальные условия для молодых людей, где бы они могли размышлять о смерти. Верующих людей в России – 20 %, из них 80% - православные. Православная церковь всегда учила – помни, что умрешь. Молодые люди в большинстве своем не ходят в церковь, и кто-то должен с ними работать и показывать, что смерть – рядом, и нужно каждый день проживать как последний. Мы ничего нового не изобретаем. Мы всего-навсего наследуем православные традиции.

Автор: Людмила Петрова

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика