Согласие граждан на посмертное изъятие их органов смогут фиксировать в специальном регистре

20.03.2016
Согласие граждан на посмертное изъятие их органов смогут фиксировать в специальном регистре - Похоронный портал
Об этом сообщила на пресс-конференции ИА "НСН" заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова. Этот документ, в частности, предусматривает создание специального регистра и внесение в него волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти. Этот регистр, по словам эксперта, станет федеральным и будет вестись Минздравом России. По мнению Козловой, законопроект призван нормализовать правоотношения между реципиентом, донором и врачом. "Я уточню в ближайшие дни, как долго правовое управление правительства будет держать этот необходимый закон. В ближайшее время он должен поступить в Госдуму, и мы будем работать цивилизованно – так, как полагается", – добавляет она. Стоит отметить, что схожий, но менее детализированный законопроект, предполагающий создание электронной базы данных органов доноров, уже находится на рассмотрении Госдумы и готовится к первому чтению.

 Особое внимание к вопросу посмертной трансплантации органов в последнее время связано с резонансной позицией КС РФ. Чуть больше месяца назад Суд признал так называемую "презумпцию согласия" на извлечение органов из тел умерших (Определение КС РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О/2016). В КС РФ обратились родственники погибшей в результате ДТП девушки – в состоянии комы она была доставлена в реанимацию, где скончалась спустя несколько дней. Лишь позже, знакомясь с материалами уголовного дела, возбужденного в отношении водителя автомобиля, ставшего виновником ДТП, мать девушки из заключения судебно-медицинского эксперта узнала, что некоторые органы ее дочери были изъяты для трансплантации.

Тем не менее, КС РФ не нашел в указанных действиях нарушения закона. Суд, в частности, сослался на Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов (утверждены на Шестьдесят третьей сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 21 мая 2010 года, Резолюция WHA63.22), согласно которым для проведения трансплантации клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тел умерших, если:

  • получено согласие в форме, требуемой законом;
  • нет оснований полагать, что умершее лицо возражало против такого изъятия (Руководящий принцип 1).

Вместе с тем Суд сослался на комментарий к указанному Руководящему принципу, который гласит, что согласие на получение органов и тканей от умерших может быть "четко выраженным" или "предполагаемым". По общему правилу, изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа в России не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законом порядке поставлена в известность о том, что лицо при жизни либо его родные в случаях его смерти заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей (ч. 10 ст. 47 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации"; далее – закон об основах здоровья граждан).

Поскольку соответствующее несогласие представлено не было, медицинские работники произвели трансплантацию органов из тела девушки.

По мнению президента Союза Адвокатов России, Председателя Московского Красного Креста, д. ю. н., Игоря Трунова, подобную практику не только можно, но и нужно менять. "Необходимо идти в Европейский суд по правам человека и получить прецедентное, обязательное для всех решение. Да, сегодня КС РФ может отменить такой судебный акт, если он не соответствует Конституции РФ[Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ. – Ред.]. Но основной закон ничего не говорит насчет трансплантологии, поэтому у нас есть шанс изменить практику", – убежден он. Тем более, подобные прецеденты уже есть (Постановление Европейского суда по правам человека от 24 июня 2014 г. по жалобе № 4605/05 "Дело "Петрова (Petrova) против Латвийской Республики").

Главной проблемой "презумпции согласия" в России Игорь Трунов видит коррумпированность медицинских работников. "Определение момента смерти – очень тонкий момент. Этот процесс полностью зависит от усмотрения медиков, принимающих соответствующее решение. И если у них есть свой интерес, это может повлиять на установление факта смерти, была смерть мозга или нет", – считает он.

Однако Людмила Козлова с ним не согласна: "У нас 1,5 тыс. трансплантаций на 145 млн человек. Это гораздо меньше, чем в других странах. Надо просто каждый спорный случай, если он действительно есть, разбирать отдельно, а не говорить, что это сплошь и рядом. В любом деле есть что-то негативное, с чем надо бороться, но нельзя говорить, что медицина коррумпирована".

"Мы слишком концентрируемся на критической оценке тех процессов, которые окружают трансплантологию. Нужно публиковать данные о каждой пересадке органов и об источнике самих органов. Нам нужно добиваться максимальной открытости в этом вопросе", – предлагает член ОП РФ, протоиерей Всеволод Чаплин.

"В этих целях и будет создан единый регистр", – добавляет Людмила Козлова. – "Каждый человек, например, получая паспорт, сможет выразить свое согласие или несогласие на изъятие его органов после смерти. И не надо будет делать такую отметку ни в паспорте, ни в ином документе".

Напомним, в настоящий момент действующее законодательство предусматривает следующую форму согласия или несогласия человека на изъятие его органов после смерти:

  • устное волеизъявление в присутствии свидетелей;
  • письменное волеизъявление, заверенное руководителем медицинской организации;
  • нотариально-заверенное волеизъявление (ч. 6 ст. 47 закона об основах здоровья граждан).

Если соответствующее волеизъявление отсутствует, "презумпция согласия", как было указано выше, позволяет изъять органы из тела умершего человека.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика