Как выживают ритуальные агентства с новым курсом тенге

14.03.2016
Как выживают ритуальные агентства с новым курсом тенге - Похоронный портал

Несмотря на это, многие похоронные бюро приняли решение не повышать расценки на свои услуги. Корреспондент выяснял, как обстоят дела в похоронном бизнесе.

По официальным данным, на сегодняшний день в Алматы зарегистрировано 32 ритуальных агентства, которые предлагают стандартный перечень услуг по примерно одинаковым расценкам. У многих агентств есть собственные сайты с удобной навигацией, обновляющимися ценниками и большим количеством похоронной информации, включая даже скорбные известия о безвременно ушедших знаменитостях.

Салон ритуальных услуг ИП «Виданова» - небольшое одноэтажное здание рядом с городским моргом. Нам повезло – в тесноватом офисе со столом, телевизором и надгробными табличками на стенах, мы застаём хозяйку ритуального салона Светлану Виданову. По её словам, доходы в сфере ритуального бизнеса за последний год существенно упали, но на стоимость погребальной атрибутики и услуг это пока не повлияло.

«Всё привязано к доллару, - объясняет Светлана Виданова – Ведь Казахстане ничего не производится – всё покупаем за рубежом. Лес на гробы привозят из России, ткань и искусственные цветы – из Китая. Вот и получается, что самый скромный комплект захоронения обойдётся, как минимум, в 70 тысяч тенге, но цены с прошлого года не меняли – держимся на старых».

В минимальный комплект погребения, по словам Светланы Видановой, входит гроб, похоронные принадлежности для покойного, траурная лента, катафалк, деревянный крест (если хоронят по христианским обычаям), табличка с двумя датами и услуги пары рабочих. При желании можно устроить и более пышные похороны – ценовой диапазон широк - от 70 тысяч тенге до бесконечности. Стоимость одного только гроба, по словам Светланы Видановой, варьируется от 12 до 500 тысяч тенге. Но на фоне этого растёт число тех, кто не имеет возможности хоронить близких за свой счёт и расходы на погребение берёт на себя государство. Таких людей, конечно, немного, но они есть, отмечает Виданова.

Сколько стоит умереть?

Директор салона ритуальных услуг «Вечная память» Светлана Карпенко в похоронном бизнесе уже 15 лет. По её словам, некоторые агентства выставляют на своих сайтах минимальные цены только для привлечения клиентов. На самом же деле стоимость похоронных услуг намного превышает указанные цифры.

«Например, на одном из сайтов указана стоимость минимального комплекта – 38 тысяч. Но это вообще нереально! Ни разу, сколько я с ними разговаривала, 38 тысяч не было, а вот 138 было, - удивляется Карпенко. – Лично у нас фиксированные цены, но они напрямую зависят от стоимости материалов на базе, где мы закупаем практически всё – от цветов на венки, до тканей на гробы. Конечно, оптовики тоже стараются особо цены не повышать, но куда деваться, если всё дорожает? Например, вчера была на барахолке – ужас какой-то, до чего всё дорого. Если раньше я брала носовые платочки по 250 тенге за десяток, то сейчас они стоят уже 600 тенге. Ну вот сколько я должна за них с людей брать, чтобы не уйти в минус?».

Минимальный погребальный комплект в ритуальном салоне «Вечная память» стоит 45 тысяч тенге. В христианский набор входит гроб, подушка, покрывало, церковные принадлежности, деревянный крест с табличкой, венок, траурная лента, бригада рабочих и транспорт. Столь низкую стоимость Карпенко объясняет наличием собственного катафалка. «Обычно ритуальные агентства транспорт арендуют, вот и выходит дороже», - отмечает она.

На сайтах агентств ритуальных услуг гробы, венки и катафалки разделены по ценовым категориям – от социальных и недорогих до элитных, когда гроб покрывается лаком, а венок собирают из живых цветов. Впрочем, покупкой необходимой атрибутики расходы на погребение не ограничиваются, поскольку туда не входит стоимость самого процесса захоронения. Например, по данным госпредприятия «Спецкомбинат ритуальных услуг Алматы», захоронение на мусульманском кладбище Кенсай обойдётся в 62 420 тенге. В объём оказываемых услуг входит копание большой могилы (19 110 тг), вырубка к могиле (16 140 тг), планировка места захоронения (6 800 тг), установка временного памятника (4 615 тг), установка временной оградки (5 485 тг), опускание тела в могилу (6 800 тг), засыпка могилы (5 930), металлические номерки (340 тг) и услуги регистраций (2200 тг). Если речь идёт о подзахоронении, то цены значительно выше – 86 790 тенге. При этом стоимость христианского захоронения в силу своей специфики (как правило равнинная местность и могила меньших размеров) обойдётся дешевле – 35 950, а если речь идёт о подзахоронении, то 53 295 тенге.

«Цены у нас прежние, - говорит заместитель директора «Спецкомбината ритуальных услуг» Марат Исмаилов, протягивая листок с печатью. - Вот в этом документе была утверждена сумма от 1 января 2015 года, в 2016 году мы эту сумму оставили без изменений».

У многочисленных торговцев гранитом возле Центрального кладбища, самые дешёвые надгробия можно приобрести за 15-20 тысяч тенге. Поскольку фирмы по продаже и установке памятников только начали свой торговый сезон, никто не может сказать, в каком направлении будет развиваться ценовая политика. В прочем, пока что цены на памятники держатся на уровне прошлого года. Продавцы объясняют это тем, что до сих пор не распродана прошлогодняя партия по старой стоимости. С памятниками всё просто – цена зависит от размеров камня.

«Памятники делаем только из гранита, мрамором не занимаемся. С ним больше проблем в плане того, что это природные известняковые отложения и он не крепкий. Не хочется, чтобы заказчики предъявляли вам претензии», - рассказывает Оксана, которая торгует памятниками.

А вот Марат Исмаилов называет совсем другие цены на надгробия, в списке которых 100 тысяч тенге – самая скромная. Ценовой накруткой, по мнению замдиректора «Спецкомбината ритуальных услуг» занимаются незарегистрированные частники.

«Вы можете себе представить, что гранитный камень высотой 120 сантиметров, который раньше стоил 55 тысяч, сейчас продаётся за 110 тысяч, - не скрывает своего возмущения Исмаилов. - А вместе с тумбой и цветником выйдет около 200 тысяч тенге! Вы видели хоть одну строительную компанию, которая была бы у нас официально зарегистрирована и проводила бы работы на кладбище? Это всё частники делают, без регистрации и чеков за акты выполненных работ».

Пожурил Исмаилов и тех, кто устанавливает на могилах своих безвременно ушедших родственников целые мемориалы стоимостью 500-800 тысяч долларов. По словам собеседника Vласти, чтобы увидеть такие памятники, достаточно побывать на кладбище «Кенсай», где редко можно встретить монумент дешевле 20 тысяч долларов.

«Мусульманские догматы говорят, что после захоронения усопшего большие строения не требуются. Человек возник из праха и в прах превращается, - философски замечает Исмаилов. - Я бывал и в исламских государствах и европейских странах, на их кладбищах такого нет, там простота, чистота и порядок. А у нас наоборот — всё помпезно, для показухи».

Услуги последней необходимости

По словам Исмаилова, в мировом рейтинге легального бизнеса сфера ритуальных услуг занимает четвёртое место по прибыльности. Здесь играет роль психологический фактор - люди не экономят на погребении и даже входят в долги, лишь бы достойно проводить в последний путь родного человека.

Ежегодно «Спецкомбинат» хоронит примерно 4-5 процентов от общего числа умерших в Алматы. Заказов, по словам Марата Исмаилова, могло быть и больше, если бы на рынке ритуальных услуг не свирепствовали так называемые «чёрные ритуальщики» - головная боль официально зарегистрированных похоронных агентств. Все работники похоронной сферы, с которыми разговаривал корреспондент Vласти, утверждают, что нелегалы бьют по бизнесу сильнее девальвации.

«В городе развита огромная сеть «чёрных ритуальщиков», которые не зарегистрированы как частные индивидуальные предприниматели, соответственно, не платят налоги, работают без технической базы и безо всякого контроля со стороны финансовых органов, - негодует Марат Исмаилов. – По этому поводу у нас проводились заседания и встречи с представителями МВД, здравоохранения, городских властей. Но это не дало никаких результатов».

Цифры, которые называет замдиретктора «Спецкомбината ритуальных услуг» впечатляют. По его словам, на 32 официально зарегистрированных похоронных агентства приходится около сотни незарегистрированных. Основная задача «чёрных ритуальщиков», рассказывают собеседники Vласти, – как можно быстрее приехать к родственникам усопшего, предложить свои услуги, стараясь при этом раскрутить клиента на максимально большую сумму.

«Доходит до того, что они по нескольку дней дежурят на адресах, ожидая, когда человек уйдёт из жизни, - рассказывает директор агентства «Вечная память» Светлана Карпенко. - У клиентов был случай, когда деда забрали в больницу, он был ещё жив, а к ним домой сразу приехали агенты ритуальных услуг. Люди чуть в обморок не упали. К тому же между ними всегда высокая конкуренция, иногда доходит до драк».

По мнению Марата Исмаилова, проблема упирается в несовершенство казахстанского законодательства, которое практически никак не регулирует рынок похоронных услуг.

«В Казахстане нет ни одного закона, регламентирующего отношения в сфере похоронного бизнеса, - отмечает Исмаилов. - Такие законодательные акты существуют во всех странах. Даже в Киргизии приняли на уровне Жогорку Кенеша (кыргызского парламента - V) определённые указы, которые полностью определяют права и обязанности сторон в этом бизнесе».

Практически единственный официальный документ, которым руководствуются похоронные агентства Казахстана - «Положение о проектировании и порядке организаций ритуального (похоронного) обслуживания населения и содержания кладбищ в населённых пунктах». В основном оно касается порядка перевозки и захоронения тел, содержания кладбищ и устройства могил, но не затрагивает специфику ритуального бизнеса.

«Для того чтобы каким-то образом вести контроль ритуальщиков, мы подготовили специальные бланки, куда вписывались инициалы умершего, его адрес, название ритуальной службы и сумма заказа. Но «чёрные ритаульщики» и здесь нашли лазейку. Они с кем-то договариваются, вписывают другую компанию, разумеется, и сумму указывают не ту, какую следует. К тому же, после создания общей базы данных, всплыло множество случаев, когда люди по три-четыре года получали пособия или пенсии за своих умерших родственников».

По словам Исмаилова, этим тоже занимаются «чёрные ритуальщики», которые не проводят регистрацию усопших и, соответственно, в базе данных юстиции эти люди не числятся умершими. Как отмечает Исмаилов, для подобных манипуляций с законом давно разработана целая схема.


Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика