Инвентаризация кладбищ.

10.11.2009

ОПЫТ ТАЙШЕТА

Как руководитель предприятия похоронной отрасли, я присутствовал в 2003 году на тематической выставке «РитуалСиб» в г. Новосибирске, в ходе которой проводилась презентация первого номера журнала «Похоронный дом». Помню, было очень интересно, и прямо во время презентации я уговорил издателя Сергея Борисовича Якушина подписать меня на новый журнал. Таким образом, неофициально являюсь подписчиком №1 данного ритуального издания, имеющего всероссийский статус.
К сожалению, за прошедшие годы не всегда удавалось регулярно выписывать журнал, но, тем не менее, все номера у меня имеются. Сейчас возобновил подписку.
Отрадно заметить, что все эти шесть лет журнал «Похоронный дом» остается, на мой взгляд, флагманом в похоронной отрасли. Многому научил похоронных работников.
Несколько раз порывался написать материал на тему «похоронки», да все как-то не доводил начатое до конца, было неловко. Ведь в журнале очень солидные авторы, поднимающие в статьях серьезные темы нашей общей деятельности. Окончательно сомнения развеял телефонный разговор с редактором журнала Геннадием Орловым, в котором он предложил прислать в редакцию ниже представленный мною материал.
Тема, которую я хотел затронуть, касается проблем содержания кладбищ в малых городах, население которых не превышает 100 тыс. человек. К примеру, у нас в Тайшете проживает примерно 40 тыс. человек. К концу XX века кладбище представляло из себя бесформенную, захламленную, фактически бесхозную территорию, лишь 20% дорог которой имело хоть какое-то твердое покрытие. Могилы копались кем угодно и где угодно по договорной цене. Я уже просто молчу о ведении какой-либо документации, регистрации умерших. Так называемые «безродные» умершие хоронились местным предприятием коммунального хозяйства в траншеях, зачастую в три этажа, слегка присыпались, создавая своеобразный чудовищный ландшафт. Предполагаю, подобная картина, в большей или в меньшей степени отличия, была типична для многих небольших городов, по крайней мере нашего региона. К тому же свободные места, пригодные для захоронений, стремительно заканчивались.
Закончилось терпение и у отцов города, и в апреле 2004 года было создано муниципальное предприятие, в ведение которого было передано вышеуказанное хозяйство. Возглавить его предложено было мне, работающему тогда директором частного предприятия ритуального направления с 1993 года.
Муниципальное предприятие было создано с уставным капиталом в 100 тыс. рублей, правда в течение 4-х месяцев было выделено в безвозмездное пользование арендуемое помещение. И все.
Не буду рассказывать о финансовых и других трудностях, знакомых любому предпринимателю, начинающему с нуля. Просто перечислю проблемы:
1. Незамедлительно организовать захоронение «безродных», в пределах цивилизованных норм и мизерных (1200 рублей) сумм.
2. Организовать подготовку могил для населения, одновременно выживая с кладбища «дикие бригады», бомжей и иже с ними.
3. Организовать подсыпку дорог внутри кладбища песчано-гравийной смесью.
4. Провести всю организационную работу по открытию нового кладбища, начиная с выбора места, согласования во всех инстанциях, произвести его регистрацию. Для этого пришлось даже внести изменения в законодательство Иркутской области, в части изменения границ территории городского муниципалитета.
5. Разработать «Правила содержания муниципальных кладбищ…».
6. Наладить обязательную регистрацию захоронений.
7. Начать убирать мусор и свалки внутри и вокруг кладбища.
Наконец, вставал вопрос и о самом «старом» кладбище, то есть, что из себя оно представляет? Сколько вообще на нем похоронено человек? Сколько еще имеется свободных мест и соответственно, сколько времени еще можно на нем производить регулярные захоронения?
Из документации имелась только книга со списками похороненных «безродных» с 1982 по 2004 год, без каких- либо схем захоронений. Известно было ещё, что кладбище начали эксплуатировать с 1937 года. Вот и вся информация.
Сам собой напрашивался ответ-задача: необходимо провести инвентаризацию кладбища.
Конечно, вопрос инвентаризации не самый срочный. Когда я озвучил его в администрации города, то заместитель мэра по экономике задал мне прямой вопрос: «А какой экономический эффект от этого будет?» Я честно и твердо ответил: «Не знаю. Но знаю точно, что чем раньше мы это сделаем, тем лучше. Любой руководитель, принимая в свое ведение хозяйство или имущество, должен его инвентаризировать, дабы знать, что, собственно. он имеет и на что в дальнейшем может рассчитывать».
Большинство тех, с кем я делился планами, считали, что это либо невозможно сделать на нашем кладбище, либо для этого понадобится очень много времени, людей и денег.
И все же мне удалось опровергнуть пессимистов.
Летом 2006 года, за 3,5 месяца, сначала вдвоем, а затем, по мере приобретения опыта, один, я полностью описал все имеющиеся на кладбище захоронения, с составлением поквартально схем захоронений. Причем продолжая выполнять свои повседневные обязанности директора. А это, согласитесь, непросто. Но как руководителю делать было необходимо.
Затраты на проведение данных работ составили 20 тыс. рублей.
Потом еще в течение 2-х месяцев, вечерами или между делом, я заносил эти данные в компьютер, создав электронную базу данных всех похороненных на данном кладбище.
Однако, выполненная работа имела один, но существенный недостаток – схемы захоронений, выполненные вручную на склеенных листах, периодически пришлось бы перечерчивать, внося время от времени дополнения, а это весьма кропотливое и нудное занятие. Вероятно, из-за природной лени, я решил сделать это один только раз, но в электронном виде, при помощи программы «AutoCAD». В результате получил возможность:
– объединить все кварталы в общую схему;
– разместить внутри каждого участка данные обо всех захороненных в нем;
– быстро и без лишних усилий вносить изменения и дополнения в схему;
– с нужным увеличением копировать необходимую часть захоронений (часто обращаются люди с просьбой отыскать могилу близкого человека. Находишь ее в алфавитной базе данных, затем на схеме, печатаешь необходимый кусок и все. Занимает максимум 5 минут. Также весьма удобно при выдаче задания рабочим, для проведения работ на конкретном участке или захоронении);
– разместить на данной схеме служебную информацию, пометки, или даже фотографии требуемых захоронений.
Конечно же, эта схема достаточно условна, имеет некоторые отклонения в размерах, но большей точности мне и не нужно, по крайней мере на старом кладбище.
На новом же кладбище хотя и ведется изначально разбивка, регистрация и т.д., но в самое ближайшее время буду составлять подобную электронную схему и на него.
Хотелось бы для объективности уточнить, что особых успехов мы пока не достигли. Находимся в начальной стадии пути к улучшению положения дел на кладбищах. Видим главные проблемы: дороги, многолетние свалки внутри кладбищ и наплевательское отношение самих граждан к тому, что находится за оградкой их захоронения. Мусор выбрасывается тут же. Более того, привозится ночами и сваливается на прилегающей к кладбищу территории. Штраф в 500 рублей, которым наказывает администрация города, никого не пугает, а более действенных мер принять не могут из-за отсутствия законодательной базы. Весной (как правило, перед Радоницей) вместо того, чтобы выгрести и вынести с участков сухую траву и листья, несознательные граждане предпочитают ее спалить. Пожарные выезжают по нескольку раз в день. Разъясняем на месте, выступаем по телевидению и в газетах – бесполезно. Огорчает такое непонимание.
Но за 5 лет сдвиги все равно есть. Конечно же, требуются целевые выделения средств на дороги к кладбищам. В прошлом году нам выделили 1 млн. рублей на новое кладбище. В этом году хотели еще столько же, но подвел кризис… Пока используем только 140 тыс. рублей. Главное, не отступать от намеченный целей и решать проблемы по мере возможностей.
Написал эти заметки не для отчета или «для красного словца». Прежде всего, хотел бы вернуться к главной проблеме, давно поднятой на страницах журнала «Похоронный дом» его издателем С. Б. Якушиным, – о наведении на нынешних российских погостах цивилизованного порядка, полного учета захоронений и чистоты на могилах, образцового их содержания. Почему никак не приживается в России европейский многовековой опыт ухода за кладбищами? Почему похоронные работники малых городов не чтят русские традиции XIX-XX веков, когда торжественные ритуалы проводов покойного в последний путь, погребения и поминовения утвердились как часть общенациональной культуры?
Все мы перейдем в мир иной, и разве приятно хоть раз подумать, глядя на нашу действительность, что тебя тоже похоронят где-нибудь и как-нибудь, а потом забудут про могилу, замусорят… Если в каждом малом городе нашей страны найдется хоть один энтузиаст-поборник приведения кладбищ в порядок, его пример, уверен, будет подхвачен коллегами. Ведь наши соотечественники сразу увидят, где их ждут заботливые профессионалы похоронного дела.
И еще, очень хотелось бы услышать мнения коллег — по поводу инвентаризации малых кладбищ. Возможно, мой опыт покажется кустарно-наивным, и имеются более простые и эффективные методы проведения инвентаризации. Но замечу, все выверено практикой обслуживания кладбища. Если у кого-либо в малых городах России есть желание узнать более подробно и конкретно, как своими силами и с небольшими затратами выполнить эту работу, буду рад поделиться с каждым. Обязательно учту и опыт коллег. Надеюсь увидеть эти публикации в журнале «Похоронный дом» — признанной трибуне похоронной отрасли для обсуждения наших общих проблем.
Пользуясь предоставленной редакцией возможностью, прошу писать по адресу: rapacevich@mail.ru, обязательно указав тему сообщения «инвентаризация кладбища».С наилучшими пожеланиями к читателям журнала «Похоронный дом» и его создателям, прежде всего С.Б. Якушину.
На эту тему читайте в журнале «Похоронный дом» №№ 6-7 2004, 7-8 2005, 3-4 2006, 1-2 2007, 4-5 2007, 6-7 2007.

Владимир РАПАЦЕВИЧ, директор МУП «Некрополь», г. Тайшет, Иркутская область

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика