Об истории формирования традиций кладбищенской скульптуры

24.09.2015
Об истории формирования традиций кладбищенской скульптуры
Кладбищенская скульптура входит в область изучения тафологии — науки о погребениях.
Тафология наряду с патологической анатомией является подразделом некрологии. Правда, в научной среде бытует мнение, что такой науки нет и никогда не было, зато есть танатофилия (любовь к символике смерти) — подвид некрофилии. Но тафологи эту точку зрения категорически отрицают.



1.jpg
С тех пор, как кладбище стало не столько местом последнего упокоения для усопших, сколько местом общения с ними для живых (а для современной европейской культуры свойственно именно такое отношение к местам погребения), его внешний вид зависит не от особенностей ритуала и не от представлений о посмертии, не от страха перед мертвецами и не от культа предков, а от моды, идеологии и эстетических предпочтений общества.
2.jpg
В средние века индивидуальное погребение с видимым (и тем более — подписанным) надгробьем считалось совсем необязательным. Важнее был сам факт захоронения в освященной земле — в церкви или как можно ближе к ней. Идеальным вариантом считалось погребение по соседству от места упокоения почитаемого святого (особенно ценились мученики). Из-за нехватки такой святой земли могилы перекрывали друг друга, они были мелкими и опасными с точки зрения эпидемиологии. О постоянном зловонии и говорить не приходится. Епископы постоянно издавали указы об учреждении общественных кладбищ, не связанных с церквями и вынесенных за пределы города (как было в раннем христианстве, пока были живы традиции античных некрополей). Но никто не хотел быть похороненным там, где еще не покоятся ничьи блаженные кости. Общественные кладбища получили распространение лишь в Новое время.
3.jpg
«Жители кладбища не придут с плакатами протестовать, что им данный памятник не нравится. Может, в астральном мире и толпятся протестующие, но крики их не слышны» — говорит современный архитектор Михаил Шемякин. Изменение сакральной и социальной роли кладбищ зависит от изменений восприятия смерти и мертвого тела. А оно, в свою очередь, зависит от восприятия человеческой личности.
4.jpg
В Средневековье знатных людей хоронили в церквях или примыкающих к ним галереях, отстроенных специально для этого. Хоронили под полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах с эффигиями, изображающими покойников лежащими (олицетворение вечного сна и покоя — самого древнего и неизменного представления о смерти) или молящимися (погребенный в церкви человек как бы вечно присутствовал на богослужениях. Во Франции эти изображения имели сосредоточенный и суровый вид. В Риме же скульпторы с помощью экзальтированных поз старались передать мистические эмоции молящихся. Так, одна пожилая дама была изображена с руками, сомкнутыми на горле — жест религиозного экстаза). Эти статуи — впервые — имели черты портретного сходства с погребенными. Более того, для их изготовления нередко использовали гипсовые посмертные маски.
5.jpg
Сельские погосты

Между XV и XVIII веками сложилась оригинальная модель надгробных памятников среднего класса, предназначенная для кладбищ на открытом воздухе. Это были каменные вертикальные стелы с краткой эпитафией и обязательным крестом. Именно из каменных нагромождений таких памятников состояли первые французские публичные кладбища в XVIII веке.
6.jpg
А вместе с романтизмом начала XIX века пришла новая форма кладбищ — rural cemetery (фр. или англ. «сельское кладбище»). Это должны были быть сады с надгробиями, пасторальные и величественные одновременно. С одной стороны, они были призваны создавать романтическое (в исконном смысле этого слова) уединение, быть местом прогулок и городским «memento mori» (кстати, традиция городских парков восходит именно к этим rural cemetery). С другой стороны они несли идеологию государственного культа мертвых, в безразличии к которому мыслители второй половины XIX века обвиняли католическую церковь. По словам Ф. Арьеса кладбища такого типа должны были «давать ощущение исторической преемственности, вечной укорененности каждого члена общины в социальном целом». Первыми кладбищами нового типа были парижские Пер-Лашез и Маунт-Оберн, кладбища Мон Парнаса и Монматра.
7.jpg
За сравнительно быстрый срок rural cemetery появились во всех крупных городах просвещенного мира, от Америки до России. Именно им мы обязаны появлением и развитием той причудливой и скорбной кладбищенской скульптуры, любоваться которой мы ходим на старые кладбища. Также в Америке и Европе rural cemetery постепенно превратились в lown cemetery (англ. «кладбище-газон») — обширные ровные лужайки, где маленькие плиты едва заметны на траве.
8.jpg
Далее мы приведем значения некоторых символов, которые можно увидеть при прогулках по старым кладбищам.

Ангел, стоящий на могиле — как правило, это Ангел-Хранитель усопшего, встречающий и оберегающий его на небесах.

Ангел с мечом — это архангел Михаил, а с трубой (зовущей на Страшный Суд) — архангел Гавриил. Если ангел держит в руке ключи, то это вообще не ангел, но апостол Петр.

Корона — символ бессмертия. В руках Ангела она означает объявление благоприятного вердикта на посмертном судилище.

Херувимы (детские головы с крыльями) чаще всего изображались на детских могилах, однако, если даты жизни погребенного не допускают такой версии, то, скорее всего, имелась в виду чистая душа покойного.

Крылатый череп, возможно, как-то связан с шестикрылыми херувимами. Но символизирует он душу умершего, возносящуюся на небо.

Крылатое колесо или шар обозначают чудесную силу Святого духа.

Песочные часы — классика memento mori. Символизируют всегда одно и то же — время. Лежащие на боку — остановившееся время.

Разрушенная колонна — это жизнь, оборвавшаяся на полуслове. Или семейство, лишенное главы. Или упадок и разрушение рода. Оборвавшуюся жизнь и утрату обозначают так же порванные якорные цепи, сломанные кольца, надломленные ветви.

Ракушка — до сих пор на кладбища часто приносят ракушки — как символ поминовения, странствий в этом и загробном мире. Это одновременно символ смерти и символ Вечной жизни (в Средние века ракушки были связаны со святыми людьми — пилигримами, возвращающимися из паломничества).

Свечи и факелы, горящие — Вечная жизнь, а погасшие — физическая смерть.


Растения, каменные или живые, так же имеют свое символическое значение.

Кипарисы — необходимый атрибут кладбища везде, где растут кипарисы с римского времени. Кипарис символизирует надежду и память.

Анютины глазки — символ смирения и памяти.

Лавр или мирт — символ признания земных заслуг погребенного.

Лилия обозначает невинность умершей.

Крокус — юность и непорочность.

Мак — вечный сон и утешение.

Виноград — один из символов Иисуса.

Папоротник, как и плакучая ива символизирует скорбь об ушедшем.

Плющ обозначает бессмертную любовь и верность.

Шелковица означает обещание скорой встречи с усопшим в живом мире.

Розы, чаще всего встречающиеся на надгробных памятниках, могут иметь любое из вышеперечисленных значений.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика