Споры о доске Колчаку: настало время осмыслить события гражданской войны

28.11.2016
Споры о доске Колчаку: настало время осмыслить события гражданской войны
История установки доски адмиралу Колчаку и моментального акта вандализма над ней невероятно поучительна. Оставим в стороне споры вокруг этой исторической фигуры. Подавляющее большинство выступивших «за» или «против» основывались либо на фильме «Адмиралъ», либо на базовых конструкциях советской агитации и пропаганды. При этом обе стороны категорически не желают читать то самое следственное дело. Им интереснее спорить. Отсюда и вытекает вздорность многочисленных утверждений последних дней из серии «Колчак уничтожил 6 миллионов человек» или «особых зверств при Колчаке не было». Я предлагаю вам поразмышлять над некоторыми смежными обстоятельствами.



Снимок Владимира Бойко / Russian Look / Globallookpress.com

Установленная в минувшую субботу в Санкт-Петербурге доска Колчаку вовсе не первая. До этого были Екатеринбург, Омск, Иркутск, Владивосток и здание Морского корпуса в том же Петербурге. Это не считая памятника адмиралу в Иркутске. И никогда ранее подобных баталий не было. Причина проста: в те годы Интернет еще не получил такого развития, как нынче, и не все могли показать свою молодецкую удаль. Теперь же многие подменяют реальную жизнь виртуальной, создав иллюзию, что эта тема в обществе кого-то всерьез волнует. Должен их огорчить. Совсем иные нынче у большинства интересы и проблемы.

Колчак (на его месте может быть кто угодно из красных или белых командиров) — часть очень сложной и драматичной истории страны в ХХ веке. Героев в гражданской войне не бывает. Все убивают много и охотно. Кровь льется без колебаний. Вы, безусловно, можете революционеров или контрреволюционеров столетней давности не любить. Но при этом на пороге юбилея тех событий горячим головам стоит усвоить невероятно простую истину: не конфронтация сегодня нужна. Наши прадеды были непримиримыми врагами. Но и комиссары в пыльных шлемах, и штабс-капитаны давно уже почили в могилах немых, оставшись при своих убеждениях. Означает ли это, что потомки должны во всем следовать идеологическому противостоянию времен революции? На мой взгляд, напротив, настало время осмыслить те события и перестать делить друг друга на своих и чужих. И понять заодно, что история страны началась не в октябре 1917 года.

Вандалам в Санкт-Петербурге стоит также задать себе один вопрос: а если аналогичным образом будут поступать их идеологические противники? Кому-то из безмозглых завтра не понравится, допустим, памятник Ленину на Финляндском вокзале. И что, в кулачных боях потом начнете сходиться в центре культурной столицы на радость зарубежным СМИ? Или заголосите протяжно про необходимость соблюдать законы? Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Доводилось в эти дни часто слышать: а почему не открывают мемориальную доску Буденному? Да хоть Уборевичу с Гамарником (если знаете, кто это) вы можете поставить, но самостоятельно. Подготовить эскиз и архивные документы, согласовать все в соответствующих структурах, собрать деньги… Согласен, это сложно. И нудно. Гораздо увлекательнее анонимно призывать к экстремизму в Twitter или размахивать ломом. А отсюда вытекает главное во всей этой истории — я не понимаю, чем вандалы в Санкт-Петербурге отличаются от героев «революции гидности», сносящих памятники всем подряд? Тем, что они — наши, а те — нет? Или тем, что они не из батальона «Азов»? Сомнительное преимущество. Особенно в свете того, что это именно прерогатива носителей определенной идеологии — сжигать книги и разрушать памятники. И если вы себя позиционируете охранителями прошлого страны, осознайте и это.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика