Они стояли насмерть

13.09.2016
Они стояли насмерть

Ровно 50 лет назад в издательстве "Советская Россия" 100-тысячным тиражом вышла в свет книга Владимира Гнеушева и Андрея Попутько "Тайна Марухского ледника", позднее неоднократно изданная и в наших союзных республиках, и за рубежом - в Болгарии, Германии и в Китае. Публикация имела колоссальный успех. Ее авторы, опираясь на свидетельства живых участников боев 1942 года на кавказских перевалах, продолжили работу над книгой. Получилась трилогия, куда вошли и документальные повести - "Дыхание лавин", "Партизанский заслон".

ОБА АВТОРА были не просто журналисты, они сами прошли войну. В. Гнеушев - выпускник Литературного института имени М. Горького, был спецкором "Комсомольской правды", сотрудником "Правды" по отделу военно-патриотической работы, автором ряда поэтических сборников; А. Попутько - главный редактор областной карачаево-черкесской газеты "Ленинское знамя", выпускник истфака Пятигорского пединститута... Их книга документально раскрывала тайну трагических боев за перевалы Центрального и Западного Кавказа, судьбы их защитников. Знаменательно, что в память о павших героях в двухстах метрах от поселка Орджонекидзевского был воздвигнут памятник-монумент, а в районе Марухского перевала и в станице Зеленчукской молодежь Кавказа установила обелиски. У подножия памятника-монумента была замурована книга "Тайна Марухского ледника" с письмом в будущее к молодежи 2017 года.

Что же легло в основу этой замечательной книги? В сентябре 1962 года чабан Мурадин Качкаров, оставив свою отару овец, пошел искать нескольких отбившихся животных и вдруг на Марухском перевале увидел картину, которая потрясла его. Минувшим летом было большое таяние снегов, и вот на поверхности ледника обнаружилось около ста тел советских солдат, пролежавших во льду целых двадцать лет. Одни бойцы были уже полностью на поверхности, другие оставались наполовину вмерзшими в лед. Чабан оставил отару на своего напарника и поспешил в ближайший поселок Хасаут-Греческий. Там, в сельсовете, рассказал об увиденном. Связались с военкоматом, краевыми властями. Была создана государственная комиссия, в которую вошел и Владимир Гнеушев. Собранные на леднике тела были спущены вниз, в станицу Зеленчукскую, где и состоялись при большом стечении народа их захоронение и траурный митинг.

Комиссия, собирая останки бойцов, обнаружила большое количество документов (личные вещи, письма, солдаткие книжки, ложки, бритвенные приборы, обрывки военных газет и т.п.). Материалы этой экспедиции были обнародованы на страницах краевых, областных газет, "Комсомольской правды" и "Правды". В редакции поступили многие сотни писем с воспоминаниями живых участников героической обороны Марухского и других перевалов Кавказа. Авторы провели ряд выступлений по радио и телевидению, дали слово уцелевшим участникам боев, сами ездили на Украину, по Северному Кавказу, в Грузию, все более обогащаясь новыми материалами... Создавалась наиболее полная и объективная картина кавказских боевых событий. Авторы, по существу, воскресили имена павших и открыли имена еще живых ветеранов. Нельзя без волнения читать многие страницы книги. Вот, к примеру, решение партийно-комсомольского собрания части по поводу того, как выстоять в бою. По примеру защитников Сталинграда, бросивших лозунг: "За Волгой для нас земли нет", герои Марухского перевала решили - "Для нас нет земли в сторону Черного моря". И фашисты не прошли, несмотря на свою отличную экипировку и спецвооружение, в то время как нашим бойцам приходилось бороться с тремя врагами - самими гитлеровцами, холодом и... голодом. Правда, ближе к зиме по приказу командующего 46-й армией генерала К.Н. Леселидзе и члена Военного совета, второго секретаря ЦК партии Грузии К.Н. Шерозия бытовые условия и питание защитников перевалов были значительно улучшены.

Перед глазами читателей - картина захоронения бойцов в станице Зеленчукской. Когда в свежую могилу начали опускать алые гробы, зазвучала траурная мелодия, заплакали женщины, грянул залп салюта. Мужчина с орденами на ситцевой рубашке с маленькой девочкой на руках стоял у могилы и вытирал слезы. Девочка, никогда не видевшая отца плачущим, с удивлением смотрела на него...

С волнением читаешь неотправленное письмо с места обороны перевала за подписью А.П. Иванченко. Посчитали его погибшим, но он остался жив, прошел всю войну до конца и теперь работал на бакинских промыслах. Или письмо защитника перевала М. Окунева, присланное родным уже из другого места: "Горе и слезы перенесла Украина за дни ее оккупации... Гоним немца на запад. На своем пути он уничтожает все живое. Пепел от сел и деревень, развалины от заводов и городов. Мое сердце полно ненависти. Мстить, мстить, мстить. В одной из деревень ко мне подошла выбравшаяся из подвала седовласая старушка. Поцеловала меня и сказала: "Вы спасли нам жизнь'BB. Многие другие говорили мне эти слова. Ко многому они меня обязывают. И я честно выполняю свой долг перед Родиной".

К сожалению, солдат погиб в бою за родную Украину. Это письмо не мешало бы показать нынешним "героям" "незалежной", чтобы напомнить, как все мы - русские и украинцы, представители всех национальностей страны - дружно и беззаветно защищали Украину - неотделимую часть нашей великой Родины - Советского Союза. И подтверждение этой мысли мы находим в дневниковых записках немецкого офицера Алекса Бухнера. Отмечая мужество воинов 808-го и 810-го полков Красной Армии, он записал: "Солдаты держали здесь оборону с настоящим презрением к смерти".

А вот еще леденящий душу эпизод, рассказанный участником тех боев...

Марухский перевал... Крупными хлопьями падал нескончаемый снег... Наши солдаты уже отбили несколько атак... Трещал мороз. Надо было любой ценой выйти из-под обстрела... Решено: как стемнеет, продвигаться по скользкой каменистой тропе вверх... Чуть оступился, сразу улетишь в пропасть и насторожишь фашистов... "В этих условиях и был принят "обет молчания". Никто не имел права, падая, издавать какой-либо звук и должен был без крика лететь к своей гибели, тем самым спасая оставшихся в живых... Многих солдат мы потеряли тогда, но еще больше спас "обет молчания".

И в книге "Тайна Марухского ледника" очень четко прослеживается: среди защитников кавказских перевалов были карачаевцы и черкесы, русские и украинцы, грузины и абхазцы, эстонцы и латыши, казахи и татары, евреи и армяне, немцы и литовцы - словом, все многонациональное государство. И именно потому мы победили коварного и сильного врага. Недаром девиз "Никто не забыт и ничто не забыто" стал в 1960 - 1980-е годы самым популярным девизом молодежи, вышедшей в поход по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.

ПОДОБНО КНИГЕ СЕРГЕЯ СМИРНОВА "Брестская крепость", "Тайна Марухского ледника" на многие годы стала одной из путеводных книг молодежи, идущей по местам боевой славы. Как известно, в 60 - 90-е годы это движение охватило десятки миллионов юношей и девушек страны. Было проведено шесть Всесоюзных слетов участников походов по местам боевой славы в городах героях: Москве, Ленинграде, Волгограде, Киеве, Севастополе, крепостигерое Бресте. По итогам каждого слета вышли отличные книги "Дорогами отцов". И характерно, что курировали это движение выдающиеся военачальники Великой Отечественной: Маршалы Советского Союза И.С. Конев и И.С. Баграмян, начальник Главного политуправления Армии и Флота генерал-майор А.А. Епишев. На Ставрополье - генерал-майор Л.Н. Лазанович, бывший кремлевский курсант генерал-майор В.А. Конинский... С распадом Советского Союза это движение прекращено, но не забылось. Не из тех ли походов брало начало и нынешнее движение поисковиков, и марши "Бессмертного полка", прошедшего миллионными колоннами по всем городам России, многих бывших союзных республик и зарубежных стран в год 70-летия Победы.

Прошло полвека с тех пор, как впервые была опубликована книга "Тайна Марухского ледника", но сейчас ее не переиздают, не включают в школьные программы по литературе, как убран из них и великий роман Николая Островского "Как закалялась сталь". Скольких людей он поднял на ноги и сделал настоящими гражданами страны.

Не буду далеко ходить за примерами: мой любимый вузовский педагог Александр Иванович Прохоров в самом начале войны лишился обеих рук. Напрашивался один выход: уйти из жизни. Но он помнил слова Павки Корчагина о том, что жизнь "дается человеку только один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"... С помощью приспособлений он снова научился писать, поступил в вуз, окончил аспирантуру, стал кандидатом наук, доцентом, одним из любимых педагогов, создал семью, родил двух детей - дочь и сына, дал им высшее образование.

Или судьба моего друга студенческой поры - Виталия Ивановича Муля. Учеником шестого класса попал под трамвай, лишился обеих ног. Тоже казалось - все кончено. Но Виталий не пал духом: примером для него стали Мересьев - из книги Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" и личная жизнь того же Александра Ивановича Прохорова, которого студенты звали "наш Островский". Виталий успешно окончил школу, пединститут и 46 лет проработал директором Кановской средней школы, выпустив десятки поколений учащихся и несколько книг своих стихов. Недавно вышел на пенсию, живет там же, где прошли его лучшие годы. Очень уважаемый в районе человек. Недаром ему вручена медаль "Герой Труда Ставрополья".

Вот что такое хорошие книги, которые, как и "Тайна Марухского ледника", учат преодолению любых трудностей, воспитывают настоящих граждан страны, патриотов Отечества.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика